Украинский рынок почтовой логистики: тенденции и прогнозы


unian_ 17 июня в пресс-центре УНИАН состоялась пресс-конференция, посвященная результатам независимого исследования рынка почтовой логистики в Украине, проведённого Украинской ассоциацией директ маркетинга (УАДМ) совместно с исследовательским холдингом Factum Group.

Целью исследования, которое проводилось уже третий год подряд, было изучение и мониторинг состояния рынка почтовой логистики, определение объема рынка в денежном выражении, определение рейтинга 10 крупнейших операторов, а также прогноз развития рынка на ближайший год. Под почтовой логистикой подразумевается комплекс услуг по доставке писем, бандеролей и пакетов весом до 30 кг.

Общая ситуация по рынку почтовой логистики

За последние четыре года рынок почтовой логистики внутренних отправлений вырос на 1 млрд. грн., и в 2013 году составил 2,8 млрд. грн. В общем объем рынка почтовой логистики Украины (внутренние + международные отправления) за 2013 год оценен в чуть более чем 3 млрд грн.

Рост рынка внутренних перевозок в 2013 г. по сравнению с 2012 г. в денежном выражении составил 15,2%, превысив в 11 раз объем рынка международных отправлений.

По результатам 2012 и 2013 гг. рост рынка более активен в международных перевозках, но доля, которую они занимают, составляет всего 7% в 2012 году и 8% — в 2013 году. По данным экспертов, рынок международной торговли в 2013 г. вырос на 28% в сравнении с 2012 г. С 2013 года активно начало развиваться азиатское направление, а также продолжают развиваться уже существующие направления (европейское и американское).

Соотношение письменных и посылочных отправлений

В 2012 г. доля писем составила 65% в натуральном выражении, тогда как в денежном выражении — лишь 28% прибыли всего рынка почтовой логистики. По мнению экспертов, количество письменной корреспонденции не может значительно увеличиваться, ожидается, что ее объем в дальнейшем останется или на прежнем уровне, или снизится в связи с переходом на электронный мейлинг, который будет иметь юридическую силу.

В 2013 г. наблюдалось увеличение количества посылок, как в натуральном, так и денежном выражении. По мнению экспертов, эта тенденция сохранится, поскольку сегмент В2С посылочных отправлений (продажи интернет-магазинов и компаний каталожной торговли) будет расти.

Складская и дверная доставки

Соотношение между складской и дверной доставками не изменилось, хотя рынок почтовой логистики в 2013 по отношению к 2012 году вырос как в натуральном, так и в денежном выражении. Эксперты отмечают, что в последнее время клиенты желают получать отправления в руки, поэтому адресные доставки становятся популярнее. По мнению других экспертов, большого роста адресной доставки не прогнозируется в 2014 году, так как складская доставка остается более экономным вариантом.

Безусловный лидер по доставке «склад-склад», как в 2012, так и в 2013 году – «Новая Почта». Она растет значительно быстрее, чем рынок вцелом, так как в 2012 и в 2013 г. активно развивала свою логистическую систему, охватывая города с населением 50 тыс.

Лидером среди «дверь-дверь» по итогам 2012 и 2013 гг. является «Мист Экспресс», за ним следует «Новая Почта». На третьей позиции в 2012 году находилась компания «Укркурьер», но в 2013 году третье место уверенно занял Postman. «Мист Экспресс» сфокусировался на сегменте В2С и активно развивает это направление.

Доли лидеров рынка

По результатам исследования лидером рынка в 2013 году по величине денежного оборота является УГППС «Укрпочта», занимая 42% рынка. На второй позиции находится «Новая Почта» с 20% рынка, замыкает тройку лидеров «Мист Экспресс» с 7% соответственно.

Рыночные доли компаний в денежном выражении. Сравнение 2012 и 2013 гг.:

На фоне общего роста объема рынка в денежном выражении за последние годы доля УГППС «Укрпочта» уменьшилась. Если говорить об объемах рынка в натуральном выражении в разрезе «письма/посылки», то доля УГППС «Укрпочта» также уменьшилась за последние 4 года.

Тенденции в развитии почтовых отделений

Если говорить о тенденциях увеличения количества почтовых отделений, то наиболее активно свою сеть покрытия в 2013 году развивали «Новая Почта», «Ин-Тайм», «Деливери». Остальные операторы за 3 года (2011 – 2013 гг.) практически приостановили развитие в данном направлении. Следует отметить, что суммарное число отделений возросло на 52,6% в 2013 по отношению к 2011 году.

География покрытия

По исходящему трафику, Киев занимает лидирующую позицию. Как отмечают эксперты, из Киева отправляется самое большое количество товаров, которые расходятся по всей Украине. В столице страны доля входящего трафика такая же, как в остальных городах-миллионниках.

В городах с население 500 тыс.+ (Одесса, Харьков, Донецк, Днепропетровск, Запорожье и Львов) приблизительно равная доля входящих и исходящих грузов.
Грузооборот во всех остальных городах прямо пропорционален плотности населения Украины.

Основные тренды развития операторов рынка почтовой логистики в Украине за последние 4 года. Прогнозы на будущее

По данным экспертов, доля В2В растет не настолько сильно, как доля сегмента В2С. Такая ситуация обусловлена медленным ростом большого бизнеса и отсутствием новых игроков на рынке.

Экспертами прогнозируется рост в сегменте В2С и С2С. В В2С-сегменте рост будет спровоцирован развитием рынка e-commerce. Сегмент С2С также будет развиваться за счет развития электронной коммерции. Прогнозируют, что в связи с кризисной ситуацией в стране, которая сложилась на конец 2013 года, станут более популярными б/у вещи и б/у техника.

«Есть тенденция к приближению производителя к поставщику. Это нужно развивать с помощью такого инструментария, как e-commerce, прямые поставки, сеть франчайзинга. Касаемо перевозок, развитие за грузовыми маршрутными перевозками», — считает Виктор Барановский, руководитель проектов «Логистическая мастерская».

Основными факторами, оказывающими влияние в ближайшие 5 лет на сегмент В2С, будут:

Проникновение широкополосного интернета в ПГТ и села;
Уровень дохода домохозяйств;
Численность населения;

Основными факторами, оказывающими влияние на сегмент В2В, будут:

Рост деловой активности;
Рост цен на ГСМ;
Стабилизация курса национальной валюты;
Иностранные инвестиции в национальную экономику;
Экономическая и политическая стабилизация в стране;

В целом на развитие рынка будут влиять: внутригосударственные факторы – экономические (развитие промышленности), политические, развитие законодательной базы. Несмотря на то, что за последние четыре года рынок динамично рос и развивался, по прогнозам экспертов, в 2014 году операторов рынка ожидает стагнация в связи со сложившейся политической и экономической ситуацией в стране в первой половине текущего года.

Конкуренция на рынке будет продолжать усиливаться, а в случае ухудшения экономических показателей компании, которые традиционно работали в сегменте В2В, будут стремиться в сегмент В2С. Однако основным сдерживающим фактором для выхода в сегмент В2С продолжает оставаться потребность в услуге наложенного платежа. Также сдерживающими факторами перехода компаний в сегмент В2С будут сложности предоставление качественной адресной доставки.

В пресс-конференции приняли участие:

Валентин Калашник, Президент Украинской ассоциации директ маркетинга
Алла Катренко, Руководитель проектов Украинской ассоциации директ маркетинга
Мария Авраменко, Аналитик Украинской ассоциации директ маркетинга
Иван Дубинский, Директор исследовательского холдинга Factum Group
Ярослав Пелых, Эксперт НСБК «Украинский прорыв»
Екатерина Озеринина, Начальник отдела анализа и исследований рынка «Новая Почта»
Евгений Глазов, Директор POSTMAN
Дмитрий Беляков, Начальник отдела продаж и обслуживания клиентов дистанционной торговли, Мист-Экспресс

Справка

Украинская ассоциация директ маркетинга (УАДМ) – отраслевое объединение, созданное с целью развития рынков дистанционной торговли, e-commerce, директ-маркетинга и контакт-центров в Украине. На сегодня членами Ассоциации являются 27 компаний. В орбите УАДМ более 1500 специалистов отрасли. Подробнее о деятельности УАДМ на сайте: http://uadm.com.ua.

Алла КАТРЕНКО,

руководитель проектов Украинской ассоциации директ маркетинга

Мария АВРАМЕНКО, аналитик Украинской ассоциации директ маркетинга

Реклама
%d такие блоггеры, как: