Законодатель обязан помочь крымскому бизнесу


Сегодня в Украине не созданы условия, которые позволили бы крымским предприятиям сохранить «украинское гражданство». Если у населения есть такой выбор, у бизнеса его нет!

Может ли крымский бизнес перерегистрироваться на материке, чтобы, среди прочего, продолжать пользоваться налаженными торговыми связями с украинскими партнерами?

На сегодняшний день осуществить регистрацию нового местонахождения крымского предприятия, на наш взгляд, не представляется возможным, даже несмотря на наличие приказа Минюста №525/5 от 14 марта 2014 года «О проведении регистрационных действий касательно изменения местонахождения юридических лиц и места проживания физических лиц — предпринимателей». Данный приказ, безусловно, содержит в себе рациональное зерно, но «прорасти» оно не сможет, к сожалению.

«Данный приказ, во-первых, не может заменить нормы специального Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», во-вторых, данным приказом не определена процедура, по которой крымские предприятия или предприниматели могут осуществить регистрационные действия. Сложно представить себе, чтобы директор ООО «Х», зарегистрированной в Симферополе, приехал, например, к государственному регистратору в Печерском районе Киева с определенным пакетом документов по изменению местонахождения юридического лица, а государственный регистратор в Печерском районе исключительно на основании данного приказа №525/5, не обращая внимания на нормы указанного специального закона, а также не имея регистрационного дела такого юридического лица, провел регистрационные действия по изменению местонахождения», — рассказывает партнер Адвокатской компании «Золотая Середина» Наталия Бочарова.

По словам адвоката, чтобы крымские предприятия и предприниматели могли изменить свое местонахождение, необходимо внести соответствующие изменения в специальный закон.

«Внесение изменений связано, прежде всего, с тем, что государственные регистраторы на территории АРК не могут осуществить каких-либо регистрационных действий, поскольку все государственные реестры на территории АРК заблокированы, а юридические лица и физические лица-предприниматели, которые имеют желание изменить свое местонахождение и оставаться юридическими лицами, которые созданы и продолжают работать в соответствии с законодательством Украины, сделать этого не могут, поскольку сегодня ни на уровне действующего законодательства, ни на уровне законопроектов данный вопрос не решен», — подчеркивает Наталия Бочарова.

Для обеспечения стабильного функционирования юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, с целью защиты активов таких юридических лиц, а также с целью сохранения подчиненности таких субъектов хозяйствования законам Украины и для того, чтобы избежать потерь для государственного бюджета Украины, связанных с неоплатой налогов, обязательных платежей и сборов, необходимо внести изменения в специальный закон (№755-IV от 15 мая 2003 года) связанный с:

1. Изменением местонахождения юридического лица (изменение крымского адреса на адрес материковой территории);

2. Прекращением юридического лица в результате присоединения — реорганизации путем присоединения (крымское юридическое лицо присоединяется к юридическому лицу, которое расположено на материке).

«Изменения в обоих случаях связаны с порядком проведения регистрационных действий и субъектного состава уполномоченных лиц, ответственных за проведение регистрационных действий. При этом, возможно установить, что такие изменения будут действовать определенный промежуток времени, например, 3 месяца со дня вступления в силу закона о внесении изменений, и будут касаться только тех юридических лиц, которые зарегистрированы на территории АРК», — объясняет свою инициативу Наталия Бочарова.

Что нужно предпринять законодателю, чтобы крымские предприниматели смогли регистрироваться на материке?

Адвокатская компания «Золотая Середина» разработала конкретные предложения, которые на практике помогут выжить крымскому бизнесу, который желает сохранить украинскую юрисдикцию.

В первом случае предлагается установить, что:

1) пакет документов на регистрацию изменений местонахождения юридического лица предоставляется государственному регистратору, уполномоченному проводить регистрационные действия по местонахождению, которое планируется на материке;

2) после предоставления юридическим лицом документов государственный регистратор истребует регистрационное дело у государственного регистратора на территории АРК, у которого фактически находится регистрационное дело;

3) государственный регистратор, которому были предоставлены документы, формирует регистрационное дело юридического лица на основании данных и сведений, содержащихся в ЕГР, а также на основании документов, которые есть в наличии у юридического лица, в случае отказа передать регистрационное дело государственным регистратором с территории АРК или отсутствия регистрационного дела на протяжении, например, 10 дней, отсчет которых начинается со следующего дня после направления требования о передаче регистрационного дела;

4) государственный регистратор проводит регистрационные действия по проведению государственной регистрации нового местонахождения.

Во втором случае предлагается установить, что:

1) пакет документов для проведения регистрационных действий по прекращению юридического лица в результате присоединения предоставляется по местонахождению юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо, зарегистрированное на территории АРК;

2) после подачи документов государственный регистратор истребует регистрационное дело у государственного регистратора на территории АРК, у которого фактически находится регистрационное дело;

3) государственный регистратор, которому были предоставлены документы, формирует регистрационное дело юридического лица, которое прекращается в результате присоединения, на основании данных и сведений, содержащихся в ЕГР, а также на основании документов, которые есть в наличии у юридического лица, которое прекращается в результате присоединения, в случае отказа передать регистрационное дело государственным регистратором с территории АРК или отсутствия регистрационного дела на протяжении, например, 10 дней, отсчет которых начинается со следующего дня после направления требования о передаче регистрационного дела;

4) государственный регистратор по местонахождению юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо из АРК, проводит регистрационные действия по проведению государственной регистрации прекращения такого юридического лица, которое присоединяется и проводит регистрационные действия по регистрации изменений в устав юридического лица, к которому присоединилось юридическое лицо.

«Если народные депутаты утвердят предложенные нами изменения в действующее украинское законодательство, крымские предприятия останутся украинскими, смогут осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями украинского законодательства, обеспечивать рабочими местами, прежде всего, граждан Украины и оплачивать налоги, сборы и обязательные платежи в государственный бюджет Украины», — констатирует партнер Адвокатской компании «Золотая Середина» Наталия Бочарова.

Если изменения приняты не будут, крымские предприятия не смогут осуществить перерегистрацию, что приведет к крайне нежелательным последствиям.

«Показательной в этом может быть ситуация, связанная, например, с действующим договором на поставку товаров. Между фирмой А (в Киеве) и фирмой Б (в Симферополе) заключен договор на поставку товаров — киевская компания покупает товары у симферопольской фирмы. До аннексии Крыма такой договор считался обычным договором поставки (купли-продажи) товаров, который регулировался законодательством Украины, включая разрешение споров в судебном порядке в случае ненадлежащего выполнения договора одной из сторон. После произошедших событий и с учетом того, что симферопольская фирма будет подчиняться законодательству РФ, если не изменит местонахождение, чтобы выполнять такой договор необходимо его, во-первых, перезаключить, поскольку он должен быть уже внешнеэкономическим, расчеты по нему должны происходить в валюте, а споры разрешаться в том суде, который будет предусмотрен арбитражной оговоркой. При этом, если симферопольская фирма захочет подчинить такой договор законодательству РФ, то в случае возникновения спора, возможно, придется ехать и в РФ», — подчеркивает адвокат.

В любом случае, такие неопределенности в части действующих договоров могут привести к потере контрагента, который, возможно, был ключевым для крымской фирмы и материковой фирм, не говоря уже о более масштабных проблемах для Украины в целом, связанных, в том числе, и с потерей налогоплательщиков.

Реклама
%d такие блоггеры, как: