Прозрачность президентских выборов и роль местных СМИ в этом процессе


В Чернигове состоялся первый семинар под эгидой проекта „Региональные СМИ в Украине для свободных и справедливых выборов”, Восточноевропейский демократический центр (EEDC, Варшава).

ТренингНа семинаре-тренинге рассматривалась значимость честности избирательного процесса, проблемы, связанные с ее поддержанием, и механизмы защиты. Также, обсуждались вопросы прозрачности, подотчетности и точности управления выборами, освещение в СМИ, а также вопросы этического поведения основных участников и их способность поддерживать честность процесса

ЧерниговВ тренинге приняли участие эксперты:
Олег Гришин и Алёна Доля — члены Донецкого областного КВУ, Александр Янковский – журналист, генеральный продюсер Черноморской телерадиокомпании, Игорь Войцеховский – главный редактор газеты „Павлоградские новости”, Сергей Рахманин – заместитель главного редактора газеты «Зеркало недели», Виталий Портников – украинский журналист и публицист, Александр Бурмагин — медиа-юрист, медиа-тренер, «Институт развития региональной прессы».

Наблюдение за выборами, осуществляемое политическими партиями, СМИ, отдельными гражданами, местными и международными наблюдателями, также является важным механизмом защиты честности при выборах. Будучи сдерживающим и уравновешивающим механизмом, наблюдение позволяет обнаружить и предотвратить проблемы. Оно позволяет убедиться в том, что участники избирательного процесса подотчетны, оно способствует прозрачности процесса, создает к нему доверие и гарантирует его соответствие правовой структуре.

Благодаря прозрачной системе учреждений их действия становятся понятными и приемлемыми. Довольно сложно использовать и оправдать в глазах общественности систему, допускающую нарушения и коррупцию. Лица, занятые в управлении выборами, должны нести ответственность за свои решения, законодатели должны быть ответственны за содержание принятых ими законов, а кандидаты и политические партии должны быть ответственны за свое поведение и за поведение лиц, поддерживающих их во время кампании.

Доступ к СМИ

ТренингВ современных предвыборных кампаниях доступ к СМИ является важнейшим фактором успеха на выборах. Поскольку через СМИ можно обратиться к наибольшему числу избирателей, важно обеспечить доступ к СМИ для каждого кандидата. Пользование СМИ может стоить дорого, и не все политические партии располагают одинаковыми ресурсами, именно поэтому одинаковый доступ к СМИ является важным механизмом защиты честности выборов.

ТренингВ избирательных законах и предписаниях большинства стран есть положения о доступности СМИ. Многие системы требуют от СМИ предоставления эфирного времени всем партиям и кандидатам, способным это оплатить. В некоторых системах могут также требовать от СМИ справедливого распределения эфирного времени между всеми кандидатами. В некоторых системах предоставляют государственные средства и бесплатное эфирное время, чтобы сбалансировать время эфира, получаемое различными партиями. Критерии приемлемости для предоставления равного времени или государственного финансирования могут зависеть от классификации политической партии органами управления выборами при ее регистрации, от процента набранных ею голосов на предыдущих выборах и от количества ее мандатов в парламенте.

Равный доступ

Большинство избирательных законов и предписаний требуют одинаковых возможностей доступа для всех желающих транслировать свою предвыборную рекламу, а также равного отношения к ним со стороны СМИ.

ТренингРавный доступ отнюдь не означает равного отношения. Трудно решить, кто из множества кандидатов и партий должен появиться в СМИ первым, а кто последним. Хватит ли времени передать все рекламные ролики кандидатов в период официальной предвыборной кампании, и успеют ли избиратели воспринять и понять обращенную к ним рекламу? Какие отрезки эфирного времени получают кандидаты во время кампании и когда? Даже если у кандидатов одинаковое количество эфирного времени, есть ли у них одинаковый доступ к средствам создания их рекламных роликов?

Предоставление государственных финансов и бесплатного эфирного времени

Даже если у всех кандидатов есть равный доступ к СМИ, они не располагают равными средствами для оплаты рекламы. Чтобы нивелировать эти различия, многие системы предоставляют государственные средства для оплаты эфирного времени или бесплатное эфирное время. Объективная формула для предоставления ресурсов или эфирного времени может быть основана на том, как классифицирована каждая политическая партия органами управления выборами.

ТренингВ некоторых странах, где равный доступ к СМИ защищается законом и предписаниями, имеются также механизмы, обеспечивающие исполнение закона. Механизмы обеспечения исполнения закона различаются в зависимости от юридической системы страны и ее требований.В большинстве систем закон позволяет кандидатам и политическим партиям подать в суд на вещательные компании, которые, по их мнению, обошлись с ними несправедливо. Уголовные правонарушения рассматриваются отдельно, через систему уголовного правосудия.

Прозрачность выборов

Прежде чем остановиться подробно на основных процедурах и инструментах прозрачности избирательных технологий, я хотел бы несколько слов сказать о том, что без системного решения проблемы мы не сможем продвинуться дальше в осмыслении того, что же надо делать по совершенствованию нашего избирательного права. И мне представляется, что здесь главная проблема заключается в том, чтобы на государственном уровне установить такие правовые нормы, которые бы заставили власть, в том числе, исполнительную власть, судебную власть (я подчеркиваю, в том числе судебную власть), законодательную власть, органы местного самоуправления и все другие органы власти ответственно, компетентно и эффективно решать свои обязанности, а они в Конституции прописаны четко: их обязанность – охранять, уважать, защищать права и свободы человека.

Обеспечить прозрачность избирательных процедур необходимо в четырех аспектах. Я их перечислю.

Первое – это перевести на автоматизацию весь процесс подсчета голосов.

Второе. Наблюдатели должны иметь право пересчета голосов. То есть если возникла спорная ситуация, возникла коллизия, наблюдатели имеют право пересчета в ручном режиме этих голосов.

Третье. Необходимо сделать открытой всю деятельность избирательной комиссии путем доступа граждан, а не только членов избирательной комиссии к информации избирательной комиссии, а также к документам.

Медиа-эксперты предлагают всю эту информацию размещать на сайтах избирательных комиссий и делать это в режиме on-line, т.е. не дожидаясь, когда закончатся выборы, а в системе реального времени, что позволяет гражданам контролировать всю избирательную кампанию.

Четвертое. Публикацию итогов голосования нужно сделать в системе Интернет, причем не через две недели после того, как будут опубликованы эти данные Центризбиркомом, а сразу после выборов. Это можно сделать.

Почему у нас итоги выборов подводятся столь долго?

В условиях глобализации информации мы не можем отставать от информационного потока, мы не можем отставать от тех требований времени, которые предъявляет нам современная жизнь. Таким образом, протоколы участковых избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий, а не только Центризбиркома должны обязательно размещаться в системе Интернет.

Прозрачность избирательных процедур тесно связана с правовой и политической культурой общества. И там, где граждане активны, они способствуют укреплению этой культуры. И я предлагаю результаты конференции обязательно донести до средств массовой информации, а также направить соответствующие документы в органы государственной власти.

Я не согласен с мнением, что изъяны нашего законодательства – в основном технические и технологические. Давайте честно скажем, что основные изъяны все-таки носят принципиально политический характер.

Основная причина – это опасения нашей властной бюрократии, что в процессе выборов они могут потерять свои ключевые позиции. И эта их перестраховка негативно отразилась не только на характере самого избирательного законодательства, но и во многом выхолостила его демократическую суть.

Поэтому необходимо вносить определенные изменения в законодательство.

У меня вызывает большую тревогу то, что ущербно положение об организации журналистского контроля за ходом выборов. У нас с коллегами из журналистских организаций есть такая реально осуществляемая мечта – она была еще на прошлых выборах – мы пытались, пытаемся и не оставляем эти попытки создать систему широкомасштабного журналистского контроля за ходом выборов. Сейчас, с изменением законодательства, это стало легче. Но такие попытки мы не будем оставлять.

Это играет важную роль не только в самом процессе выборов. Если бюрократия наша, наши чиновники, наша власть будут знать, что такой серьезный процесс в стране пошел, это уже будет играть и свою профилактическую роль. Зная, что их могут в любой момент схватить за руку, многие поостерегутся, извините, эту руку запускать туда, куда не следует. Мы будем этим заниматься в меру наших возможностей, полномочий и сил и будем обязательно сотрудничать со всеми, кто в этом заинтересован. Я считаю, что это все очень важно.

Тимур ДУШКО

Реклама
%d такие блоггеры, как: