Российские блогеры не хотят быть журналистами


Закон, обязывающий топ-блогеров регистрироваться как СМИ, одобрен Госдумой во втором чтении. Эта инициатива, считают эксперты, укладывается в тренд наступления на свободу слова.

Государственная дума России в пятницу, 18 апреля, одобрила во втором чтении поправки к одному из законов из антиэкстремистского пакета, которые обяжут блогеров, чьи страницы посещают в сутки более 3 тысяч человек, регистрироваться в качестве СМИ. Законопроекту еще предстоит третье чтение. Если в итоге он станет законом, на блогеров будут распространяться все обязанности журналистов и ответственность за невыполнение новых правил.

В частности, блогеры должны будут проверять достоверность размещаемой ими информации, выполнять правила предвыборной агитации, не распространять сведения о частной жизни граждан, указывать возрастные ограничения для пользователей. Эксперты, опрошенные DW, критически отнеслись к утвержденным депутатами поправкам.

Чрезмерность в законотворчестве

Ведущий аналитик Российской организации интернет-отрасли (РОЦИД) Урван Парфентьев в интервью DW заявил, что поправки к антиэкстремистскому законодательству чрезмерны. По словам эксперта, новые правила, устанавливаемые для блогеров, фактически дублируют правовые нормы, уже существующее в России. «Действующее у нас законодательство, регулирующее оборот информации в интернете, не проводит разницы между интернет-СМИ, блогерами, владельцами сайтов и так далее, оперируя более общими понятиями», — сообщил Парфентьев.

Кроме того, блогер — также как и любой другой россиянин — может быть привлечен к ответственности за клевету, закон о которой был принят в 2013 году, напомнил эксперт. То есть, если потребуется закрыть какой-то блог или наказать его хозяина, то такая возможность у власти уже существует. Отсюда и вопрос: зачем понадобились поправки в законодательство?

Ответ нашелся у главного редактора журнала «Медиапрофи» Евгения Кузина. «Этот закон направлен против отдельных блогеров, — уверен Кузин. — Власть хочет иметь инструмент быстрого реагирования. С помощью этого закона будут притеснять блогеров, которые высказывают точку зрения, не созвучную с позицией власти, или обнародуют информацию, не желательную с точки зрения людей, принимающих решения».

Порядок в Сети нужен, но какой?

В определенной мере намерения властей регулировать деятельность блогеров, приравнивая их к журналистам, понятно и объяснимо, признают аналитики. «Крупный блогер, конечно, соревнуется с журналистами в подаче материала по оперативности и по размеру аудитории. Если взять блогеров-тысячников, то они работают как СМИ, — отмечает Урван Парфентьев. — И порядок здесь действительно надо как-то наводить».

Так, пояснил эксперт, есть проблема, связанная с тем, что часть журналистов не просто не утруждают себя проверкой достоверности информации, но, не имея возможности разместить скандальный, непроверенный, а подчас откровенно лживый материал в СМИ, в котором они работают, публикуют его в своем блоге. В последнее время число подобных публикаций заметно увеличилось, посетовал Парфентьев.

При этом он добавил, что не понимает, как можно, опираясь на общие правила работы общественно-политических СМИ, регулировать блог, завязанный на какой-то интересный частный опыт. В пример Парфентьев привел сетевой дневник веб-дизайнера Артемия Лебедева. Наконец, эксперты сомневаются в том, что блогеры в массовом порядке начнут регистрировать свои сетевые дневники в качестве СМИ, а сами захотят стать журналистами.

Нормальные герои всегда идут в обход

Главред «Медиапрофи» абсолютно уверен, что топ-блогеры смогут найти выход из сложной ситуации. «Те блогеры, против которых направлен этот закон, скорее всего, найдут в нем бреши, чтобы продолжать существовать вне рамок СМИ, — прогнозирует Евгений Кузин. — Например, они перейдут полностью в соцсети, оставив в блоге ссылку на то, где их можно найти. С точки зрения юридических формулировок соцсети и блоги — это разные вещи».

Еще один вопрос, возникающий из-за планов властей приравнять топ-блогеров к СМИ, касается механизма действия закона. Урван Парфентьев вспомнил в этой связи попытку регистрации в качестве средства массовой информации блога «Оттенки серого», предпринятую его автором, фотографом Сергеем Мухамедовым.

«Тогда руководство ЖЖ отнеслось крайне неодобрительно к этой инициативе, поскольку регистрация СМИ произошла на площадке совершенно другого сервиса. То есть это входило в противоречие с пользовательскими соглашениями и с бизнес-интересом владельцев ресурса», — пояснил Урван Парфентьев. Как после принятия поправок будет решаться это противоречие, пока не известно.

СМИ и блоги — кто кого?

Новая попытка властей России вынудить блогеров регистрироваться как представителей СМИ дала повод опять заговорить о цензуре.

Депутаты Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой и Вадим Деньгин подготовили поправки в закон, приравнивающие популярных блогеров к журналистам. Если документ будет принят, то на блогеров станут распространяться те же правила, что действуют сейчас в отношении печатной прессы, сайтов и прочих СМИ.

Что значит превратиться из блогера в журналиста? Новоиспеченный журналист будет обязан проверять достоверность информации, соблюдать дни тишины накануне выборов, не публиковать сведений о частной жизни граждан и указывать возрастные ограничения на публикуемые материалах для пользователей.

Breakingmad: Блогеров хотят приравнять к журналистам по обязанностям и ответственности за «клевету», а прав журналистов при этом давать не хотят.

Блогеры считают, что и без нововведений, приравнивающих их к журналистам, они достаточно ответственны.

Юрий Кравченко: Блог — это общественное персональное СМИ, и блогер чувствует на себе ответственность, ведь люди прислушиваются к его мнению.

Согласно предложенным поправкам, регистрироваться в качестве представителя средств массовой информации должен человек, чей блог посещает не менее трех тысяч пользователей в день. У блогеров возник вопрос: кто и как будет считать?

Accident: А если, например, меня ретвитит блогер с количеством подписчиков свыше 3000? Я тоже попаду в разряд СМИ? Они ж все прочтут меня?

Больше других, конечно, возмущались блогеры, число подписчиков которых уже сейчас значительно превышает 3000 человек. Так, у известного галериста Марата Гельмана их 63 тысячи.

Марат Гельман: Они действительно решили блоги, у которых свыше 3000 читателей, прировнять к СМИ. Я не понимал, как это будет работать, а тут объяснили. Получаешь предписание, обязывающее зарегистрировать. А то, понимаешь, все СМИ позакрывали, а журналисты все никак не кончаются…

В Сети уверены, что депутаты Деньгин и Луговой не только хотят лишить популярных блогеров права на свободу распространения информации, но и в принципе запретить им иметь собственное мнение.

Семён Шимолин: Ограничивать пытаются свободу слова и информации. Скоро и простым людям будут запрещать мысли словами свободно выражать, да и записями.

Удивительным показался блогерам и тот факт, что поправки внесены в один из трех законопроектов «антитеррористического пакета», которым вскоре предстоит второе чтение. При этом блогеры нашли немало контраргументов, объясняющих, почему они не могут быть журналистами.

Sergey_Malikov: Продолжая тему приравнивания популярных страниц к СМИ, считаю, что блогер это не журналист, хотя журналист может быть блогером.

Юрий Усов: Блогер это не СМИ, это выражение своей точки зрения.

Впрочем, те, кто продвигают поправки к закону, вряд ли обратят внимание на мнения блогеров. Тем более что и в блогосфере нашлись сторонники депутатской инициативы.

Oleglurie-new: И началась массовая скорбь, переходящая в панику. Хоровые рыдания сотрясли блогосферу. Как же так? От нас потребуют проверять информацию и не писать чушь, соблюдать закон о выборах и платить налог с дохода. Это же непосильный труд. Горе-то какое! А если серьезно, то я не понимаю, а чем так испугал данный законопроект блогеров и либералов? Вполне полезное и практичное дело.

Ivan_ii: Одним нововведения покажутся ужесточением, другим — наведением элементарного порядка. Но, листая журнал известного блогера, задумайтесь: почему, собственно, с рекламы, размещенной в своем ЖЖ, он не платит налоги? Или за что блогер вдруг «наехал» на гражданина, которого в жизни никогда не видел? Или сколько ему отстегнули за размещение в блоге соцопроса в канун выборов? Даю подсказку: как правило, за сотни тысяч рублей! Именно столько топы получают за каждый заказной пост. Естественно, что за свой кусок хлеба с маслом они будут биться. Ждите воплей и стенаний про «кровавый режим». Вот только имеет ли смысл нам, простым смертным блогерам, переживать за их «серый» заработок? Ведь это просто бизнес — ничего личного.

Не желающие становится журналистами блогеры действительно уверены, что поправки в закон направлены в первую очередь против политически активных, оппозиционно настроенных, а потому не угодных власти граждан и проектов. Они предупреждают, что, действуя подобным образом, депутаты могут навредить всем россиянам, пользующимся соцсетями для общения

Иван Засурский: Твиттер — это вне русской юрисдикции, равно как и ФБ, сколько бы блогов там не было. Все равно все не зарегистрируются. Если закон будет принят и будет выполняться, то вроде как за отказ блогеров должны штрафовать. Однако сложно наказывать за деяния за пределами России. Поэтому в моем понимании это закон о том, что для простых русских людей без VPN вход в ФБ и Твиттер скоро будет закрыт. Таким образом, мы вернулись в реальность 18-го века, когда газетчиков пытались заткнуть через гербовый сбор с каждого экземпляра.

Блогеры не исключают, что именно последнее обстоятельство и было целью инициаторов поправок. В итоге в Сети даже появился своеобразный манифест блогеров, в основу которого было положено ставшее популярным стихотворение киевлянки Анастасии Дмитрук о России и Украине.

Олег Козырев: Я блогер, а ты СМИ. Приравнивать нас не смий. Никогда мы не будем братьями. В СМИ — цензура. А у нас — демократия…

Эксперты также уверены, что даже если поправки в закон вступят в силу, медиа-отрасль и блогосфера будут и дальше жить так, как живут сейчас. При этом, указал Евгений Кузин в интервью DW, если можно говорить о каком-то взаимном влиянии блогосферы и СМИ, то ведомым оказывается классическая журналистика.

«Пять лет назад деловые СМИ были подчеркнуто информативными, стараясь работать по принципу журналистики факта, — подчеркнул Кузин. — А сейчас у них появились авторские колонки, появились эмоции». А вот блогосфера, по мнению главреда журнала «Медиапрофи», никогда не превратится в масс-медиа и не станет жить по законам СМИ.

Источник: Deutsche Welle

Реклама
%d такие блоггеры, как: