Обыкновенный русский фашизм


Сейчас, в критические для страны дни, стало модным цитировать многочисленные афоризмы, приписываемые Уинстону Черчиллю. Одно из этих крылатых выражений как нельзя лучше отражает политику России: наступит время, когда фашизм будет рядиться в антифашизм. Прикрываясь юродивой пропагандой о защите русскоязычных граждан Украины о «зверств бЭндеровских фашистов», кремлевская верхушка во главе с Путины затевает геополитическую авантюру по пересмотру европейских границ, чреватую глобальной катастрофой. Но проблема не только и не столько в Путине и его режиме, обретающем все более фашистские черты. Трагедия состоит в том, что путинский режим опирается на мощную массовую поддержку в России. Более того, фашизоидные настроения коренятся в самой психологии российского общества и появились они давно.

Конечно, есть в России и очень много людей поддерживающих Украину, выступающих за добрососедские отношения братских стран, против империалистических авантюр Путина. Это нашло отражение в прошедших 15 марта 2014 года по всей России многотысячных митингах солидарности с Украиной. В Москве марш протеста против кремлевской интервенции в Украине насчитывал, по разным оценкам, 50-70 тысяч человек, что сравнимо с Болотной площадью.

Огромный резонанс вызвал протест против московской агрессии в Украине группы творческих деятелей, число которых на момент написания этого материала превысило 200 человек. Среди них Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Армен Джигарханян, Эльдар Рязанов, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков, Сергей Юрский, Андрей Макаревич, Валентин Гафт, Андрей Мягков, Михаил Жванецкий, Сергей Гармаш, Марк Захаров, Елена Яковлева, Галина Волчек, Андрей Кончаловский, Владимир Гостюхин, Федор Добронравов, Леонид Броневой, Александра Яковлева, Александр Балуев, Юрий Стоянов, Станислав Садальский, Александр Розенбаум, Даниил Гранин, Марат Башаров, Сергей Маковецкий, Дмитрий Харатьян, Михаил Кокшенов, Эманнуил Виторган, Леонид Куравлев, Наталья Фатеева, Борис Акунин и многие другие.
Массовый «одобрямс» фашизма

К сожалению, намного больше оказалось тех деятелей российской культуры, которые подписали письмо «о поддержке позиции Президента Российской Федерации по Украине и Крыму». Характерная деталь: в письме нет ни слова о том, что «позиция» эта выражается в вооруженной интервенции в страну, которую в России принято с пафосом называть «братской», зато наличествуют высокопарные штампы об «общей истории и общих корнях» культур, языков, ценностей. Список подписантов пропутинской «малявы» насчитывает более 500 имен. Печально, что в их числе есть много знаменитых деятелей культуры – Табаков, Хазанов, Баталов, Гергиев, Говорухин, Стадлер, Соломин. Но особо шокирует тот факт, что среди подписантов числится большое количество этнических украинцев и выходцев Башмет, Бортко, Бондарчук, Лановой, Лещенко, Розум, Спиваков. В подобных случаях товарищ Ленин язвительно подчеркивал: инородцы часто пересаливают по части русского шовинизма…

Но главную опасность представляют не пять сотен сервильных культуртрегеров, а массовая поддержка кремлевского империализма и фашизма в недрах российского общества. Об этом свидетельствуют, в частности, данные социологического исследования, проведенного в России авторитетной негосударственной исследовательской организацией «Левада-Центр», не замеченной в симпатиях к Путину и его режиму. Опрос был проведен 7-10 марта 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

Согласно результатам исследования, 58% населения России в той или иной степени поддерживают введение российских войск на территорию Крыма и – что, пожалуй, еще важнее! – в другие регионы Украины. 79% согласны с тем, что после проведения референдума в Крыму России следует принять его в состав РФ. С началом интервенции в Украину, уровень поддержки Путина вырос до 72-74%

Столь высокую поддержку путинского режима принято объяснять крайне агрессивной пропагандой Кремля, по сути, массированным потоком дезинформации, льющейся почти из всех средств массовой информации. Источники, подающие альтернативные точки зрения, практически полностью отключены. Что характерно, 70% опрошенных признаются в том, что не разбираются в сути процессов, происходящих в Украине, но большинство, а именно 63%, считают, что «федеральные российские СМИ в целом или по большей части объективно освещают события, происходящие в Украине или в Крыму». Российский электорат в массе уверен: в Украине ущемляются права русскоязычного населения и русских, есть угроза их жизни и благополучию; после свержения «законной власти Януковича» в Украине воцарился хаос, а к руководству нелегитимные органов власти пришли бандиты, нацисты и бандеровцы, точнее, «бЭндеровцы», как любят вещать российские СМИ. Таким образом, Кремлю удалось негативно мобилизовать значительную часть российского общества и пробудить в нем империалистические комплексы.

Эксперты «Левада-центра» также придерживаются той точки зрения, что враждебное отношение российского обывателя к Украине и массовая поддержка путинской агрессии определяется медиа-зомбированием

Налицо расхожее заблуждение, возлагающее всю вину за фашизацию страны на правящий режим, поработивший и одурманивший хороший и доверчивый народ, каковым неизменно считаются русские, имеющие славу якобы открытых, добродушных, готовых сопереживать и делиться последним с ближним своим. Несмотря на столь благородные качества, присущие «загадочной русской душе», российский обыватель в массе поддерживает фашистские порядки, все более укореняющиеся в России. Среди таких порядков можно выделить следующие: наличие режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, монополизация экономики, фактическая однопартийность и вождизм; отрицание демократии и прав человека; насилие в целях подавления политических противников и любых форм инакомыслия; милитаризация общества и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем; военное вмешательство во внутренние дела других государств, в том числе, под предлогом «защиты соотечественников», что имело место, например, в ходе аннексии Гитлером Судетской области Чехословакии в 1938 году, а также наблюдается сейчас, в ходе интервенции России в Крым и попыток дестабилизировать ситуацию в юго-восточных регионах Украины; превознесение исключительных качеств своей нации, дискриминация других наций и народностей, что неявно, а чаще всего явно имеет место как внутри России, так и в отношении России по отношению к соседним странам, причем подобный, прямо скажем, нацизм имеет место не только со стороны власти и элиты России, но и на бытовом уровне.

Все это российский обыватель поддерживает. Но почему поддерживает? Только ли потому, что он оболванен пропагандой? И если обыватель поддерживает фашистские порядки, то является ли он в своей массе фашистом?

Снова возникает сакраментальный вопрос: в чем суть фашизма? Ведь изложенные выше политические и экономические характеристики фашизма далеко не полностью характеризуют это явление. Еще есть крайне важная психологическая составляющая…
Классика жанра

Чтобы понять это, нужно вспомнить историю, поскольку нечто подобное уже было и описано лучшими умами прошлого, например, гениальным германо-американским мыслителем ХХ века Эрихом Фроммом (1900-1980), который пережил зарождение нацизма и приход к власти Гитлера. В 1941 году, уже будучи в США, Фромм написал хрестоматийную книгу «Бегство от свободы» (Escape from Freedom), которая только при жизни автора выдержала более 25 изданий на разных языках. Эта работа преследовала цели, в частности, не только вскрыть психологические корни фашизма, но и развеять бытовавшие тогда в Америке расхожие и живые по сей день заблуждения о том, что фашизм есть следствие исключительно дорвавшегося до власти тоталитарного режима, а широкие массы в этом не виновны и лишь страдают от поработителей. Фромм убедительно показал, что немецкий фашизм, если угодно, нацизм коренился в психологии массы.

Кстати, Фромм предсказал наступление фашизма незадолго до прихода к власти Гитлера, но ему не поверили. В 1931 году в Германии прошли выборы цеховых старост и депутатов рейхстага, показавшие, что большинство немцев против нацизма, а Гитлер пользуется не столь уж значительной поддержкой населения. В это время Франкфуртский институт социальных исследований провёл анкетирование, в котором принимал участие сотрудник института Эрих Фромм. Анкетирование основывалось на изучении спонтанных бессознательных установок известным из психоанализа методом «свободных ассоциаций». Оказалось, что 10% респондентов имеют авторитарный характер: чувство силы и уверенности им даёт садомазохистский психосимбиоз с властью – стремление подчиняться самому, подчинять себе других, быть частью власти. Это коррелировало с числом приверженцев Гитлера на выборах. Еще 15% имели демократический характер – они дорожили личной свободой, отказывались унижать и эксплуатировать других и фашизм не поддержали бы. Остальные 75% имели смешанный характер, на словах тоже были «за демократию», но повинуясь стадному инстинкту, последовали бы за фашиствующей толпой. Итак, всего 10% фашистов, но Фромм делает странный вывод о том, что фашизм в Германии вполне возможен из-за равнодушия массового обывателя. Руководители института Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер замолчали выводы своего молодого сотрудника. Правота Фромма подтвердилась уже в 1933 года, когда, спасаясь от гитлеризма, Франкфуртскому институту пришлось срочно эвакуироваться в США, тем более что в его составе было много евреев, включая Фромма…

Эта почти забытая история приведена для того, чтобы провести следующую аналогию. За широко разрекламированным фасадом внешней искренности, участия, добродушия братского российского обывателя могут скрываться фашистские настроения – и так оно и есть, о чем далее.

Основываясь на собственной, отличной от Фрейдовой, интерпретации социальных приложений глубинной психологии (психоанализа), Фромм справедливо утверждал, что обществом движут не только поверхностные рассудочные мнения, но и более глубокие бессознательные страсти, укоренённые в характере. Так мыслитель вывел понятие «социального характера общества», который он разделил на такие типы.

Авторитаризм – это бегство от свободы и ответственности путём привязывания себя к объекту поклонения (мазохизм) или подавления (садизм). Мазохизм – желание опереться на внешнюю силу, унизиться перед нею для обуздания чувства беспомощности; этой силой может быть власть и фюрер, партия и социальный институт, государство и нация, фирма и её босс, банда и её пахан, расхожее мнение и так называемый здравый смысл. Садизм – страсть к господству, эксплуатации, грабежу моральному и материальному, удовлетворение от чужих физических и духовных страданий. Садизм и мазохизм порождают друг друга через компенсаторные механизмы психики, которые детально исследовал другой знаменитый психолог – Карл Густав Юнг.

Приспособленчество (конформизм) развито в разрекламированном информационном (пост)индустриальном обществе, где свобода и индивидуализм есть иллюзия, человек не осознаёт несвободу, превращаясь в винтик бюрократической машины, капитал, который следует выгодно вложить; силовое давление заменяется манипулированием; человек беспомощен перед властью, институтами, бизнес-структурами, которые сам создал.

Разрушительность (деструктивность) накапливается в обществе с авторитарно-приспособленческой психологией: жизнь имеет свою динамику; будучи угнетённой, психоэнергия направляется на разрушение объекта ненависти – человека, институции, инородцев, власти, часто окружающего мира и даже самого себя.

Именно такие типы социального характера, объединенные Фроммом в общую категорию деструктивных, формируют фашистские настроения в обществе.

Фромм выделил также творческий характер, который направлен на познание и разумное преобразование мира.
Фашизм – не в Путине, а в головах

Есть достаточные основания утверждать, что российское общество обладает чертами фашизма в нацистской интерпретации. Здесь следует сделать одно замечание.

Существует расхожее мнение о том, что корпоративно-солидаристский фашизм в стиле Муссолини коренным образом отличается от нацизма в духе Гитлера, иными словами, что фашизм и нацизм – это якобы различные вещи из-за различной политическую природу этих явлений. Но из сказанного в предыдущем подзаголовке следует, что в основе фашизма и нацизма лежат сходные социально-психологические причины, которые неразрывно связаны с экономическими и политическими. В терминах все того же Фромма, фашизм и нацизм представляют собой различные рационализации одних и тех же глубинных иррациональных импульсов, движущих массами.

Вообще, этимология слова «фашизм» категорически не соответствует его реальному социальному смыслу, и жонглирование этим словом очень часто свидетельствует о непонимании сути.

Считается, что фашизм – это диктатура узкой клики во главе с вождём, которая удерживают власть путём террора, что проистекает из первичного смысла слова «фашизм»: «fascio» – пучок, секта. Но реальный фашизм – это не секта, а масса. Пассивная масса, которая ментально не способна решать социальные вопросы рационально и ищет, кто это сделает за неё. Приспособленческая масса, которая в своей пустоте ищет подчинения кому-либо – это авторитарный мазохизм и конформизм, о котором шла речь выше. Агрессивная масса, которая в никчемности своей стремится кого-либо себе подчинить (авторитарный садизм) или уничтожить (деструктивность). Эта масса порождает тоталитарную секту или социальный институт во главе с фюрером, дуче, каудильо, «вождём всех времён и народов», «великим кормчим», генералом Пиночетом и вот теперь еще и Путиным. Фигуры вождей рационализуют иррациональные страсти толпы в символах патриотизма, священного долга, классового сознания, в извращённых идеалах коммунизма (сталинизм), «щирого национализма» или фашиствующего шовинизма, наблюдаемого нынче в России.

В современной версии российского фашизма главным является не правящий режим во главе с Путиным, а наличие осознанного и/или неосознанного спроса на фашизм со стороны массы, обладающей авторитарно-приспособленческим социальным характером с крайне опасными проявлениями часто немотивированной, иррациональной деструктивности, которая направлена на самое себя и окружающий мир. Насколько можно понять на расстоянии, российское общество обрело явные черты «агрессивного», возможно, даже «деструктивного» социума, понятия которых Фромм вывел в другой своей хрестоматийной книге – «Анатомия человеческой деструктивности».
Нацизм шагает по России

Фашизм или, если угодно, нацизм в России появился отнюдь не вчера. Те, кто внимательно следил за событиями в соседнем государства, уже давно обратил внимание на эскалацию фашистских настроений в «стране, победившей фашизм», как любят о себе говорит в России. Напомним некоторые вехи этого пути.

Развал СССР и дискредитация коммунистической идеи, да еще в условиях тотального грабежа страны новыми «хозяевами жизни», заставили российскую верхушку искать новую объединяющую идею, скрепляющие символы или «духовные скрепы», как любят говорить в Москве. «Скрепы» нашлись быстро – шовинизм и национализм, переходящий в откровенный нацизм. Тем более что долго искать и не пришлось, поскольку эти «идеи» Россия имеет богатый исторический опыт. Несомненно, сказались кавказские войны, теракты и прочие трагедии России в 1990-х годах. С приходом к власти Путина, началось формирование и прикармливание разного рода патриотических организаций. Патриотизм быстро трансформировался в нацизм, для чего имелись и объективные причины – всплеск межнациональной розни, граничащей с ненавистью, да еще в условиях острого социально-экономического кризиса.

Впервые серьезное внимание на всплеск фашизоидных настроений было обращено в 2006 году, когда из северного российского города Кондопога были изгнаны «лица неславянской национальности», прежде всего, представители кавказских народов. Справедливости ради следует сказать, что кавказцы, мягко говоря, не отличались примерным поведением, что стало одной из причин межэтнического конфликта. Особой пикантности ситуации придал тот факт, что Кондопога – это финский топоним, а город расположен в Карелии, то есть на землях, которые Сталин отобрал у Финляндии после Второй мировой войны и которые к русским, строго говоря, никакого отношения не имеют.

Только после этого в СМИ появились данные об активизации нацистских настроений в «победившей фашизм стране». В частности, российский информационно-аналитический центр «СОВА» тогда опубликовал данные о том, в 2006 году в России насчитывалось более 60 тысяч фашиствующих бритоголовых молодчиков (скинхедов). В этом же году от насилия на почве национальной ненависти в России пострадали 500 человек, из них 53 погибли. Обычно российские власти закрывали глаза на этнонациональное насилие. Более того, российские эксперты уже в 2007 году обращали внимание на то, что психология масс и правоохранителей все более подвержена национальной нетерпимости, а власти пытались поставить национальную нетерпимость под контроль, что нашло отражение в появлении таких юридических терминов, как коренное и некоренное население – это в многонациональной стране, каковой является Россия!

Новогоднее-рождественские вакации 2007 года ознаменовались тем, что до Украины докатился накал нацистских страстей из соседней страны. Один из украинских телеканалов ретранслировал программу известного российского телеканала, посвященную реальным российским фашистам.

Это был полноценный телефильм, который рассказывал о «боевой и политической подготовке» и «ратных подвигах» молодых русских патриотов. Было показано, как они проходят спецподготовку: преодолевают полосу препятствий, штурмуют здания совершают марш-броски с автоматами наперевес и стреляют, правда, пока резиновыми пулями и по неживым мишеням. Власти России даже поощряют такие «игры патриотов», в которых, на первый взгляд, криминала нет. Но это только на первый взгляд…

Униформа «патриотов» была украшена гитлеровскими свастиками и орлами…Такую символику их деды сжигали во время Парада Победы в 1945 году! Закадровый комментарий сообщал, что движение русских фашистов и «скинхедов» началось в 1990-х годах среди уличных молодёжных люмпенов и футбольных хулиганов. Но в фильме были показаны и вполне обеспеченные, где-то даже образованные молодые буржуа, которые грамотной русской речью излагали своё «мировоззрение»: России угрожает смертельная опасность от «узкоглазых», «черномазых» и прочих «лиц кавказской национальности», и долг молодых патриотов – очистить отечество от «скверны», встать на защиту родины, славянской цивилизации и арийской расы!

Вели «патриоты» и «практическую работу». В фильме было показано, как стаи «амбалов славянской внешности» на улицах, в переходах, в вагонах электричек набрасываются на азиатов, африканцев, кавказцев и хорошо натренированными ударами в течение секунд убивали их — не били, а именно убивали!– затаптывая ногами в тяжёлых ботинках и испытывая при этом садистское удовольствие. Тут же было подано интервью с молодым «патриотом»: имея престижную и хорошо оплачиваемую работу компьютерщика, сей индивид исполнял «патриотический долг» тем, что снимал такие сцены на цифровую камеру и распространяет «картинку» в интернете для устрашения врагов русской нации и укрепления боевого духа славянской расы.

Телесюжеты сопровождались визгливыми комментариями ведущего, который едва не захлёбывался «соплями восторга». Не хватало только истеричных воплей «Russland uber alles!» и требований «окончательного решения национального вопроса».

Обратил на себя внимание тот факт, что в Украине в светлый праздник Рождества Христова «конкретно донецкий» телеканал в погоне за рейтингами демонстрировал видеопродукцию, направленную на разжигании межнациональной вражды и содержащую пропаганду человеконенавистничества, и за это никто не понес ответственности!

Апофеозом был фашистский шабаш в Москве в декабре 2010 года. Причиной беспорядков стала гибель футбольного фаната славянского происхождения от рук выходцев с Северного Кавказа. Действия правоохранительных органов в ходе расследования убийства были восприняты в обществе как укрывательство подозреваемых, что спровоцировало протесты. Митинг собрался на Манежной площади в Москве и перерос в столкновения с милицией. В результате беспорядков пострадали более 10 человек, несколько десятков фанатов были задержаны. Серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик прокатилась по городам России. А самое главное, в ходе беспорядков на Манежной площади на фоне Кремля в нескольких шагах от могилы Неизвестному Солдату, являющейся памятником всем воинам, погибшим в борьбе с немецким фашизмом в Великой отечественной войне, фашиствующие молодчики орали «Heil Hitler!» и вскидывали руки в нацистском приветствии.

Когда после этого Москва обвиняет Украину в нацизме, радикализме, «бЭндеровском фашизме», то ответ может быть только один: чья бы корова мычала!..

Впрочем, в Кремле, очевидно, поняли, что «игры патриотов» зашли слишком далеко и их пора прекращать, пока процесс не стал неуправляемым. Ведь во многонациональной России русские и вообще славяне являются едва ли не меньшинством, а на большей части страны – «некоренным» населением. До сих пор серьезно бунтовал только Северный Кавказ, но если карелы, коми, пермяки, зыряне, мордва, удмурты, татары, башкиры, ханты, мансы, калмыки, якуты, ненцы, тувинцы, хакасы, коряки, чукчи, айны и многие другие вспомнят, что они никакие не «русские» и заявят о «праве наций на самоопределение вплоть до отделения», то Россия взлетит в воздух! Поэтому, разыгрывая в Крыму сепаратистскую карту и заявляя о «самоопределении народа Крыма», Кремль, образно говоря, играет спичками на складе боеприпасов.

Надо отдать должное, что после событий на Манежной площади в 2010 году зачинщики и участники беспорядков были найдены и преданы суду. Межнациональная рознь хоть никуда и не делась, но снизила интенсивность, уступив консолидации под разговоры о том, что представители всех наций и народностей многонациональной России ощутили свою принадлежности к россиянам и испытывают от этого гордость. Нацистские и/или фашистские настроения были взяты Кремлем под контроль, по сути, возглавлены и направлены в нужное русло.

В этом смысле события в Украине оказались для Москвы настоящим подарком. Борьба с «терроризирующими русскоязычное население радикальными бандеро-фашистами» в Украине имеет для Кремля не только геополитическое, но и не менее важное внутреннее значение. Это позволяет отвлечь российского обывателя от обостряющихся внутренних социально-экономических и национальных проблем, оправдать усиление диктатуры в России, направить внутреннюю деструктивную энергию на внешнего «врага».

Александр Карпец

Реклама
%d такие блоггеры, как: