Украинский госбюджет-2014: маразм продолжается или дежавю «покращення»


Сегодня народные депутаты приняли госбюджет на 2014 год — в первом чтении и в целом. Верховная Рада Украины приняла государственный бюджет на 2014 год без обсуждения. Вице-спикер Игорь Калетник предложил голосовать руками. Голосование происходило по схеме: депутаты поднимают руки, а через несколько секунд глава счетной комиссии Владимир Олийнык объявляет результаты голосования. Цифра стандартная — 235. Депутаты приняли десять законов.Также, депутаты проголосовали за отмену криминальной ответственности сотрудникам спецподразделения «Беркут» разгонявших участников Евромайдана и избивавших зарубежных и украинских журналистов. При этом депутаты от оппозиции продолжали блокировать президиум Рады. Текст принятой редакции госбюджета-2014 пока не обнародован.

Сегодняшнее принятие Верховной Радой бюджета на 2014 год — это шаг к очередному грабежу страны. Об этом в комментариях украинснкому интернет — изданию сказал бывший министр экономики Владимир Лановой.

«Они хотят еще год грабить страну. Бюджет — это инструмент. Возможно, после 2015 года они отойдут, но сейчас хотят по максимуму ограбить страну», — отметил он.

По его мнению, наши бюджеты не является развернутыми, там общие цифры и общие нормы.

«Никто не знает, как распределяются деньги. Что идет на закупку лекарств или чего-то другого. Наши бюджеты не являются такими, которые можно назвать правдивыми и прозрачными, принятые с участием представителей народа — депутатов. Фактически, бюджет разрабатывается Кабмином ради правительства — что они расписывают, то этого никто не знает. Можно голосовать с умным видом за талмуд, в котором ничего не написано, кроме непонятных искажений и тогда говорить: тут на два миллиона больше, а здесь меньше. Да они воруют сотнями миллиардов и прикрывают это цифрами. Все как в Советском Союзе — без участия людей, их представителей», — добавил Лановой.

Он считает, что сегодняшнее голосование бюджета за 4 минуты и без обсуждения — акцентированное определение «бюджетного процесса» по-украински.

«Это отсутствие парламентаризма. Сейчас его нет. Голосование реального нет. Есть искусственные голоса якобы «за». Нет работы комитетов, обсуждений. А это ведь механизм представления народной мысли в стенах парламента», — отметил бывший министр экономики.

Затуманенные маяки в бюджетно-художественном творчестве

В обновленном варианте проекта госсметы на 2014 год правительство предлагает Верховной Раде утвердить доходы госказны на уровне 392,4 млрд грн, что на 5,9% больше ориентира на 2013 г. (который не будет выполнен, по разным оценкам, на 20–40 млрд грн). Запланированный объем расходов — 447,3 млрд грн — превышает план 2013-го на 6,5%.

Официальный дефицит госбюджета зафиксирован на уровне 59,55 млрд грн (3,6% ВВП). Однако реальный, как уже подсчитали эксперты, переваливает за 100 млрд грн, если учесть выпуск ОВГЗ на 14,9 млрд грн для покрытия дефицита «Нафтогаза» (поддержка НАКу, оказывается, все-таки нужна, несмотря на российскую скидку на газ); эмиссию ОВГЗ на 5 млрд грн для пополнения капитала Украинского банка реконструкции и развития; предоставление госгарантий на 50 млрд грн; выпуск финансовых векселей для компенсации тарифов и НДС; предоставление права Пенсионному фонду привлекать кредиты у банков для покрытия кассовых разрывов (такая вот новинка) и т.д.

Предельный размер госдолга на конец 2014 г. определен на уровне 580 млрд грн, что на 96,98 млрд грн (или 20%) превышает показатель на конец 2013-го, определенного действующей редакции госбюджета-2013.

В 2014 г. от приватизации Кабмин планирует привлечь 17 млрд грн, в то время как в текущем году — 10,9 млрд. Но если приватизационная «вершина» в 2013-м явно взята не будет (за десять месяцев поступило всего 0,97 млрд грн), то в следующем, учитывая планы «активизации кооперации» в российском направлении, этого исключать нельзя — в Украине еще немало привлекательных для россиян объектов.

Что касается госзаимствований, то основная ставка будет делаться на внутренний рынок (это позволяет предполагать, что россияне будут покупать не только евробонды Украины, но и валютные ОВГЗ, скажем, через украинских «дочек» российских госбанков).

При этом намерения привлечь займы от МВФ в проекте госбюджета-2014 Кабмин не фиксирует.

Насколько бюджет реалистичен?

Который год подряд серьезные вопросы, граничащие с недоумением, вызывает макроэкономическая база, на которой он рассчитан. Прежде всего правительственный прогноз роста ВВП Украины в 2014 г. на 3%. Напомним, по последним оценкам МВФ, этот показатель составит 1%, Всемирного банка — 1,5%. Максимумом для Украины считает 1,5-процентную планку и директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец. «Но это не экономический рост. Это результат статистики», — соглашается и старший советник Роман Шпек, имея в виду низкую базу сравнения текущего года.

При этом экс-заместитель министра финансов и главы НБУ Александр Савченко считает, что даже ослабление напряженности в торговых отношениях с Россией и снижение цены на газ обеспечит разве что 0–0,5% роста ВВП, да и то если не будет острой фазы политического кризиса. Эксперт же по вопросам макроэкономики Андрей Блинов отмечает уместность разработки госбюджета- 2014, исходя из прогноза нулевого роста украинской экономики в следующем году.

Российский фактор

Может ли Украина рассчитывать на оживление экспорта в Россию в 2014-м, учитывая оттепель в украино-российских отношениях? Здесь нельзя не принимать во внимание объективные потребности в отечественных товарах со стороны замедляющейся сейчас российской экономики. Недавно Всемирный банк понизил прогноз роста ВВП России в 2014 г. до 1,3% с 1,8 — в сентябрьском прогнозе. По итогам же текущего года российское правительство ожидает рост своей экономики на 1,4%, хотя еще недавно была надежда на 1,8%.

Что касается металлургии, то значительного эффекта от снижения газовых цен эксперты не ожидают. Себестоимость металлургической продукции уменьшится лишь на несколько процентов. За последние годы в условиях дороговизны «голубого топлива» многие предприятия отрасли модернизировались и перешли на альтернативные технологии, уменьшив удельный вес газа в себестоимости своей продукции.

Теоретически импульс реальному сектору в 2014-м могла бы дать реализация ряда крупных «госгарантийных» инфраструктурных проектов, однако об их динамике и эффективности пока судить проблематично. Разве что в силу ожидаемого повышения соцстандартов, а следовательно, разогрева внутреннего спроса драйвером для экономики и дальше будет оставаться торговля (что, среди прочего, может привести к росту потребительского импорта).

Если говорить о прогнозе инфляции-2014, то Кабмин отказался от «старого» ориентира в 8,3% (который фигурировал еще в начале осени), заложив в госсмету 4,3%. Что, опять-таки, больше, чем ожидают МВФ (2,3%) и Всемирный банк (1,9%).

Номинальный ВВП на 2014 г. правительство прогнозирует на уровне 1,653 трлн грн при запланированных на 2013-й 1,576 трлн грн (то есть рост около 5%). Но как прогнозирует Р.Шпек, по итогам текущего года номинальный ВВП составит 1,45–1,46 трлн грн, а значит, в 2014-м этот показатель должен будет увеличиться на 13–14%, что без серьезной инфляционной «накрутки» граничит с фантастикой. А это дополнительное основание для оценки доходной части госбюджета как нереалистичной.

В сопроводительных материалах к проекту госбюджета правительство не указывает прогноз курса гривни к доллару на 2014 г. Но понятно, что в случае получения анонсированных кредитов от России и с учетом политической значимости «стабильности» на валютном рынке он вряд ли будет принципиально отличаться от нынешних параметров. Что вряд ли положительно скажется на показателях внешнеторгового баланса. Хотя прогнозы стали несколько оптимистичнее.

Налоговые фантазии

По словам первого заместителя министра финансов Анатолия Мярковского, бюджетной росписью на декабрь-2013 предусмотрено поступление в госказну 34 млрд грн. Даже в случае выполнения этого показателя по итогам года бюджет совокупно получит 342,7 млрд грн (при определенных в действующей редакции госсметы 370,6 млрд грн). Таким образом, доходная часть госказны из-за нереалистичности макроэкономических прогнозов на текущий год недополучит минимум 27,9 млрд грн, или 7,5% запланированных доходов.

С учетом фактических поступлений в госказну в 2013-м, чтобы достичь правительственной планки доходов в 2014-м, нужно, чтобы они выросли на 57,7 млрд грн, или на 16,8% (!). От таких «замашек» кровь стынет в жилах налогоплательщиков… Экс-министр финансов В.Пинзеник оценивал завышение доходов бюджета-2014 минимум на 20 млрд грн.

Если говорить сугубо о налоговых поступлениях, то в госсмете-2014 предусмотрен их рост по сравнению с планами на текущий год на 7,7% — до 325,073 млрд грн. Однако для корректности анализа, опять же, лучше опираться на фактические показатели текущего года.

По прогнозам специалистов, по итогам 2013-го из-за завышенных планов правительства и неучета экономических реалий по НДС госказна недополучит примерно 20 млрд грн (или около 9% от плана). Если так и произойдет, поступления по НДС в следующем году должны увеличиться на 18,5% по сравнению с фактическими платежами текущего.

Чтобы укрепить бюджетные «тылы», власть пошла на ряд изменений в налоговом законодательстве.

Во-первых, речь идет о попытке предотвратить недополучение ряда существующих доходов. Верховная Рада принятием в целом законопроекта №3757 отложила на год запланированное в Налоговом кодексе (НК) на 2014-й снижение ставки НДС до 17%, а также растянула во времени снижение ставки налога на прибыль до 16% на три года (в 2014-м будет 18%). Кроме того, есть намерение продлить действие нормы НК, предусматривающей невозможность для экспортеров зерновых культур претендовать на возврат НДС (что, понятно, не может радовать аграриев).

Во-вторых, речь идет о повышении ряда налоговых ставок. В частности, планируется увеличить сбор за специальное использование лесных ресурсов и повысить «акцизную» нагрузку на рынок ценных бумаг. Так, при наличии ЦБ в листинге фондовых бирж акциз предлагается увеличить с 0,1 до 0,5%; если по ним рассчитывается биржевой курс — с 0 до 0,3%; для операций по деривативам планка повышается с 0 до 0,3%; также есть идея исключить операции с акциями из перечня не подлежащих «акцизному» налогообложению.В упомянутом выше законопроекте №3757 предусмотрено также повышение ставок акциза на пиво на 35%, на сидр и перри (без добавления спирта) на 50%, на спирт и другие алкогольные напитки на 14%, а также на табачные изделия на 11,6%.

Как обращает внимание директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития Артем Рудык, в заключительных положениях проекта госсметы-2014 предусматривается исключить из Налогового кодекса пункт 197.14 статьи 197, который освобождает от налогообложения операции по ввозу на таможенную территорию Украины природного газа.

Если ВР поддержит это предложение правительства, то, по расчетам А.Рудыка, при закупке около 40 млрд кубометров газа по сниженной цене (268,5 долл. за тысячу кубометров) госказна может дополнительно получить около 17 млрд грн. Но несмотря на это, отмечает специалист, план поступлений от НДС (а также акцизов, пошлин и т.д.) все равно может в конечном итоге оказаться завышенным на 20–25 млрд грн.

Кстати, довольно неожиданная ситуация с запланированными поступлениями на следующий год от налога на прибыль. Соответствующие ориентиры — одни из немногих, которые уменьшаются. Хотя это никакая не благотворительность правительства, а учет не только снижения ставки налога, но и объективного положения вещей — очень многие предприятия по итогам года будут убыточными (по данным Госстата, в первом полугодии таких была почти половина). Поэтому в том числе авансовых платежей в следующем году будет меньше, чем в текущем.

В известной степени комично выглядит то, что правительство пусть и символично (на 1,16%), но решило уменьшить минимальный объем платежей НБУ в госказну (превышение доходов над расходами), которые классифицируются как неналоговые. «Комично» потому, что в течение, по крайней мере, последних двух лет минимальный порог бюджетных обязательств для центробанка несколько раз поднимался. Учитывая экономическую ситуацию и расходные аппетиты правительства, в 2014-м «традиция» явно будет снова соблюдена.

Эпикриз

Что в целом можно сказать о госсмете-2014 в ее нынешнем виде? Во-первых, уже традиционно макроэкономическая база, на которой она рассчитана, весьма сомнительна, а закладываемые параметры доходов вряд ли выполнимы.

Во-вторых, несмотря на слабость экономики, перед выборами власть будет активно наращивать соцрасходы. Первое полугодие 2014-го — лишь разминка. Пик сезона «госщедрости» придется на третий-четвертый кварталы.

В-третьих, платой за это станет активное наращивание госдолгов (в т.ч. «политических» от России) и консервация системных проблем и в госфинансах, и в экономике в целом.

Все вышеописанное дает основания прогнозировать, что и в конце следующего года власть будет вынуждена идти на корректировку госсметы.

Реклама
%d такие блоггеры, как: