Украина и Европейский союз: хронология отношений


В течение длительного времени правовой основой отношений между Украиной и Европейским союзом являлось Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве от 1994 года, вступившее в силу в 1998 году и действовавшее до 2008 года. Это соглашение стало началом сотрудничества по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов, в рамках которого проводились ежегодные встречи руководителей Украины и Евросоюза и консультации министров. Осуществление этой программы, однако, не привело к изменению сдержанного отношения руководства ЕС к возможному углублению интеграции Украины в ЕС.

С 2009 года отношения между Украиной и Евросоюзом развиваются в рамках инициативы ЕС «Восточное партнёрство». На данный момент правительство Украины рассчитывает в конце ноября подписать соглашение об ассоциированном членстве Украины в ЕС на саммите в Вильнюсе. В то же время перспективы дальнейшей интеграции Украины и ЕС пока что неясны, а европейские чиновники избегают конкретики, приводя лишь самые общие формулировки о возможном членстве Украины в ЕС или рассмотрении данного вопроса в 2029 году.

Украина и евроинтеграция

Руководство Украины неоднократно заявляло, что рассматривает евроинтеграцию как приоритетное направление внешней политики страны. В то же время, в самом Евросоюзе о возможной евроинтеграции Украины пока предпочитают говорить лишь в самых общих чертах. В любом случае, Украина не входит в список стран, включённых в программу расширения ЕС, и речь в настоящее время может идти лишь о подписании договора об ассоциации с ЕС (аналогичного тем, которые у ЕС есть, например, с Тунисом и Израилем) и создании зоны свободной торговли. Для вступления в силу договоры об ассоциации и зоне свободной торговли должны быть ратифицированы парламентами каждой из стран — членов ЕС, что также может занять несколько лет.

По состоянию на конец 2013 года, статус кандидата в члены ЕС имеют пять стран (Турция (с середины 1990-х), Исландия, Македония, Сербия и Черногория). Ещё два балканских государства — Албания и Босния и Герцеговина — входят в официальную программу расширения, как и Косово.

С 1994 по 2008 год правовой основой отношений между Украиной и Европейским союзом являлось Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве. Это соглашение стало формальным началом сотрудничества по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов. В документе подчёркивалась, в частности, необходимость совершенствования государственного управления, обеспечения свободы СМИ и гражданских прав на Украине. Осуществление этой программы, однако, не привело к изменению сдержанного отношения руководства ЕС к возможному углублению интеграции Украины в ЕС. В основном обсуждались вопросы экономических реформ, соблюдения прав человека и экологические проблемы, связанные с Чернобыльской АЭС.

В 2003 году, президент Украины Леонид Кучма, обозначил цель подписания соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС и официально начал процесс евроинтеграции, пусть и только формально.

С приходом к власти Виктора Ющенко в начале 2005 года, евроинтеграционные процессы были обозначены приоритетами внешней политики на ближайшие годы.Однако сдвинулась с места ситуация реально лишь в 2007 году, когда встал вопрос о заключении более широкого соглашения между Украиной и ЕС.

В мае 2009 года Украина, наряду с пятью другими бывшими советскими республиками, начала участие в новой инициативе Евросоюза — «Восточное партнёрство», главной целью которой декларировано «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнёрами» путём содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах-участницах «Восточного партнёрства». Основными приоритетами реформ в странах-партнёрах и их сотрудничества с ЕС названы следующие области:

демократия, совершенствование системы управления и обеспечение стабильности;
экономическая интеграция и конвергенция с отраслевой экономической политикой ЕС, включая создание зон свободной торговли;
энергетическая безопасность;
развитие контактов между людьми (либерализация визового режима и усиление борьбы с незаконной миграцией).

Виктор Янукович, вступивший на пост президента Украины в марте 2010 года, продолжил движение Украины в сторону евроинтеграции. Например, согласно заявлению секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрея Клюева, «стремление к полномасштабному сближению с ЕС остаётся неизменным стратегическим приоритетом развития Украины и одним из ключевых вопросов национальной безопасности».

На саммите «Украина — ЕС» в ноябре 2010 года был подписан протокол к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве по основным принципам участия в программах Евросоюза, который предусматривает, что представители Украины смогут принимать участие в статусе наблюдателей в программах ЕС, а также входить в состав руководящих комитетов тех программ, которым Украина будет оказывать финансовую поддержку, а председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу сказал, что надеется подписать Соглашение об ассоциации с Украиной до середины 2011 года.

В марте 2012 года Украина и ЕС парафировали Соглашение об ассоциации, включающее положения о создании Зоны свободной торговли.

В июле 2012 года Украина и ЕС договорились о внесении дополнений в соглашение об упрощении визового режима. В марте-апреле 2013 года Верховная Рада Украины и Европарламент ратифицировали эти договорённости. В то же время, по сообщениям украинских СМИ, они касаются лишь 0,5 % населения страны и действуют лишь на бумаге.

17 сентября 2013 года Кабинет министров Украины единогласно одобрил проект Соглашения об ассоциации с Европейским союзом.

В конце сентября 2013 года о поддержке европейской интеграции в совместном обращении заявили предстоятели основных религиозных объединений Украины (Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) (УПЦ МП), Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (Денисенко) (УПЦ КП), Верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав (Шевчук) (УГКЦ), Глава Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов Вячеслав Нестерчук (ВСЦ ЕХБ), Старший епископ Церкви христиан веры евангельской Украины Михаил Паночко (ЦХВЕУ), глава комиссии по вопросам отношений между государством и церковью Римо-Католической церкви в Украине Пётр Мальчук (РКЦ на Украине), Епископ Украинской лютеранской церкви Вячеслав Горпинчук (УЛЦ), Епископ Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины Уланд Шпалингер (НЕЛЦУ), Главный раввин Киева и Украины Объединения иудейских религиозных организаций Украины Яков Дов Блайх (ОИРОУ), Глава Духовного управления мусульман Украины муфтий Ахмед Тамим (ДУМУ)).

23 октября 2013 года Европейский парламент принял резолюцию, которой рекомендовал подписать Соглашение о ассоциации с Украиной и дал согласие на его частичное применение без завершения ратификации, при условии выполнения обозначенных критериев.

26 октября 2013 года свою поддержку подписанию Соглашения об ассоциации с Европейским союзом выразил Меджлис крымскотатарского народа.

18 ноября 2013 года Совет Евросоюза на уровне министров иностранных дел 28 стран-членов ЕС не принял решения по Украине, хотя и, используя общие формулировки, указал на то, что двери для Украины остаются открытыми.

21 ноября 2013 года правительство Польши дало официальное разрешение министру иностранных дел Радославу Сикорскому на подписание Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом.

В то же время Верховная Рада Украины так и не смогла принять необходимые для евроинтеграции законопроекты, за исключением закона о выборах, а позже в этот же день Кабинет министров Украины сообщил о «Приостановке подготовки к ассоциации с ЕС». Вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко объяснил это решение отсутствием материальных выплат со стороны ЕС для компенсации больших потерь экономики от открытия торговых границ с Европой и потери рынков стран Таможенного союза. Премьер-министр Украины Николай Азаров, в свою очередь, сказал, что одним из решающих факторов принятия данного решения были крайне жесткие условия по кредиту МВФ.

В ответ на принятие решения Кабмином партия «УДАР» заявила о том, что готовит обращение в Генеральную прокуратуру о возбуждении уголовного дела против Премьер-министра Николай Азаров в связи с нарушением закона «Об основах внешней и внутренней политики Украины» и превышением служебных полномочий, в свою очередь ВО «Свобода» призвала к импичменту президента и отставке правительства Азарова. Также с критикой решения выступил Городской совет Львова, назвавший его «предательством национальных интересов» и потребовав отставки Николая Азарова и подписания соглашения с Европейским союзом, его поддержали местные советы Львовской области. А 22 ноября оно было обжаловано в суде Европейской партией Украины. В то же время Верховный Совет Автономной Республики Крым заявил о поддержке данного решения.

Пэт Кокс и Александр Квасьневский в рамках своей миссии выразили «глубокое разочарование» решением правительства Украины, ту же точку зрения озвучила и Кэтрин Эштон. Штефан Фюле в срочном порядке отменил свой очередной визит на Украину. О своём разочаровании решением украинского правительства заявили США, а обеспокоенности — ПАСЕ.

Проблемы

Избирательное правосудие

Арест лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко в августе 2011 года поставил перспективы подписания соглашения об ассоциации под сомнение. В частности, Маркус Лёнинг, уполномоченный правительства Германии по правам человека, осудил «избирательное и политически мотивированное правосудие в отношении Тимошенко» и заявил, что Германия и Евросоюз «будут пристально следить за развитием событий на Украине». Приговор по делу против Тимошенко, оглашённый в октябре того же года, вызвал однозначно негативную реакцию как США, так и Евросоюза.

С июня 2012 года на Украине от имени Европарламента действует наблюдательная миссия Квасьневского-Кокса, целью которой является решение проблемы тюремного заключения Юлии Тимошенко и других украинских оппозиционных политических деятелей. В апреле 2013 года лидеры политических групп Европарламента единогласно одобрили продление деятельности миссии.

В феврале 2013 года на саммите Украина-ЕС европейскими представителями был выдвинут ряд требований по изменению законодательства Украины и устранению «выборочного правосудия» — именно их выполнение называется условием подписания Соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом, намеченного на ноябрь 2013 года ЗСТ на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе. 7 апреля 2013 года президент Янукович подписал указ о помиловании, в частности, экс-министра МВД Украины Юрия Луценко и экс-министра охраны окружающей природной среды Георгия Филипчука. Это повлекло положительные отзывы со стороны европейских политиков.

12 октября 2013 года, депутат Европарламента Яцек Сариуш-Вольски заявил, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС будет подписано лишь в случае освобождения Тимошенко до 21 октября 2013 года (в том числе в результате помилования). 15 октября начальник Департамента по странам Восточного партнерства и Европейской службы внешнего действия Дирк Шубель сообщил, что решение о подписании либо неподписании договора с Украиной будет принято 18 ноября, а не 21 октября, как сообщалось ранее.

21 октября министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил в Люксембурге, что существует по крайней мере три страны, которые не примут позитивного решения по подписанию Соглашения об ассоциации с Украиной без решения вопроса заключённой экс-премьер-министра Юлии Тимошенко. Этими странами, по его словам, являются Нидерланды, Великобритания и Швеция.
Запрет на дискриминацию ЛГБТ

Одним из условий евроинтеграции, в частности, упрощения визового режима является принятие антидискриминационного законодательства, затрагивающего в том числе запрет на дискриминацию в трудовой сфере по признаку сексуальной ориентации.

Верховная Рада в начале 2013 года отказалась от рассмотрения данного закона. В сентябре парламент вернулся к данному вопросу в числе прочих евроинтеграционных законодательных реформ, выдвинутых правительством. Однако многие депутаты вновь высказались против принятия данного закона, ссылаясь на «другие этические нормы», мнение церкви и общества, на то, что Конституция Украины запрещает любую дискриминацию, что закон будет способствовать «моральному разложению». В результате некоторые парламентарии и Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская начали переговоры с ЕС с целью исключения антидискриминационного закона из условий евроинтеграции, за что подверглись критике правозащитных организаций. Позже глава представительства ЕС Ян Томбинский заявил, что подобных гарантий ЕС не будет достаточно.

Отношение населения Украины

Часть опросов и референдумов говорит о том, что часть населения Украины или, как минимум 40%, выступают за вступление в Таможенный союз ЕврАзЭс, а часть населения поддерживает вступление в ЕС. Также встречаются несколько противоречивые данные опросов, свидетельствующие о том, что большинство населения поддерживает как вступление в ЕС так и вступление в ТС.

Позиция России

Президент России Владимир Путин неоднократно подчёркивал, что подписание тех или иных соглашений между Украиной и ЕС — суверенный выбор Украины. В то же время он предупреждал, что в случае подписания соглашений об ассоциации Украины с Евросоюзом и создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной Россия будет вынуждена принять меры по защите собственных экономических интересов и будет активно защищать свои рынки от украинских товаров, а также поставит вопрос об исключении Украины из зоны свободной торговли СНГ. Примерно ту же точку зрения озвучивал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

Параллельно российское руководство прилагает усилия к тому, чтобы убедить Украину вступить в Таможенный союз ЕврАзЭс. Для этого, по мнению некоторых украинских аналитиков, на Украине запущена пропагандистская кампания, которую курирует Виктор Медведчук. В то же время, доказательств достоверности данной информации никто не публикует, а официальные лица и представители сообщают совсем иную информацию.

По мнению украинских СМИ и экспертов, Россия производит информационные атаки на украинскую гривну при помощи распространения панических и провокационных сообщений о государственном долге, сокращении золотовалютных резервов, о грядущем на Украине дефолте и валютном кризисе, что однако не подтверждается экспертами из других стран. В то же время при рассмотрении данных конспирологических теорий совершенно не уделяют внимание объективности данных прогнозов, постоянно указывающих на крайне тяжёлое состояние украинской экономики в 2013 году и дальнейшее ухудшение ситуации.

11 сентября 2013 года в ходе обсуждения в Европарламенте вопроса о давлении России на страны Восточного партнерства в связи с подписанием Соглашения об ассоциации еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявил, что попытки давления России с целью помешать Украине подписать Соглашение об ассоциации с ЕС являются неприемлемыми, а само возможное соглашение для Украины вполне совместимо со статусом наблюдателя в Таможенном союзе стран СНГ.

Основные этапы

Начало интеграции и ассоциированное членство

30 марта 2012 года главами делегаций Украины и ЕС было парафировано Соглашение об ассоциации. На саммите восточного партнёрства в ноябре 2013 года ожидается подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС. В то же время европейская делегация отказалась включать в текст договора об ассоциированном членстве возможность вступления Украины в ЕС, а Еврокомиссар по вопросам расширения ЕС и политики соседства Штефан Фюле неоднократно подчёркивал, что ЕС нацелен на расширение сотрудничества со странами Восточного партнёрства без их принятия в состав ЕС.

Критики также отмечают, что подписание соглашения об ассоциации с ЕС является необходимым минимальным условием для вступления Украины в ЕС, но не является преамбулой для дальнейшей интеграции. Иными словами, пока со стороны европейских чиновников не было ни одного официального заявления о том, что Украина может стать членом ЕС или о том, что ЕС в этом заинтересован, и пока их нет, вступление Украины непосредственно в Евросоюз даже в долгосрочной перспективе является лишь пожеланием со стороны украинской власти.

Кроме этого отмечается, что соглашение об ассоциации с Европейским союзом уже заключили такие страны как Алжир, Чили, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, ЮАР, Сирия, Тунис, Турция (в том числе рамочное соглашение о сотрудничестве), а также Ассоциация стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Отмечается, что практически все данные страны, несмотря на заключённые соглашения, не имеют никаких шансов вступления в Евросоюз ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе, а Турция уже отметила 50 лет со дня подписания соглашения об ассоциации и всё равно имеет крайне низкие шансы стать членом ЕС, несмотря на существующее также рамочное соглашение о сотрудничестве, статус кандидата и ведущиеся переговоры о членстве в ЕС.

Тем не менее про поддержку самого процесса евроинтеграции Украины в контексте подписания соглашения об ассоциации заявили представители Польши, Эстонии, Литвы, Греции, Великобритании, Ирландии, Испании, Португалии, Бельгии, Румынии, Венгрии, Италии, Люксембурга, Финляндии, Австрии, Швеции, Кипра, Латвии, Словакии, Словении, Мальты, Болгарии — т.е. 22 страны ЕС из 28 членов. Однако данный список перечисляет лишь страны, высказывающиеся за активную евроинтеграцию Украины, но не страны, активно поддерживающие подписание соглашения об ассоциации на данный момент. На 19 ноября было отмечено 8 стран ЕС, которые пока не готовы голосовать за подписание соглашения об ассоциации: Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция, Румыния и Люксембург.

Тони Блэр 20 сентября 2013 года высказал мнение, что Украина может стать членом ЕС к 2025 году.

Вступление в ЕС

Вступление Украины в ЕС, как и других государств может проходить лишь со множеством шагов, необходимых для евроинтеграции. Здесь основными моментами является соответствие европейским критериям (экономические, законодательные, социальные, культурные и другие нормы и законы), получение и далее наличие статуса кандидата на членство, переговоры по 35 критериям, которые могут идти много лет и согласие Европейского парламента на членство Украины в Европейском союзе.

Пока что множество международных экспертов и аналитиков, проводя комплексные анализы и рассмотрения ситуации сходятся во мнении, что политическое решение о принятии Украины в ЕС вообще не будет принято, или будет принято очень нескоро, а сама Украина не соответствует практически всем критериям вступления в организацию и за те годы, что идёт процесс интеграции, ситуация в данном направлении почти не изменилась и даже ухудшилась.

Критика

Множество аналитиков сходятся во мнении, что даже теоретическое членство Украины в ЕС, а также подписание договоров об ассоциации и зоне свободной торговле, крайне невыгодны самой Украине. Вместо роста инвестиций, на который надеются представители украинского политикума, продолжится массовое закрытие украинских предприятий, начнётся снижение пошлин практически на все товары и увеличение импорта товаров из ЕС, что окончательно подорвёт и без того слабую экономику страны. Только снижение доходов бюджета по некоторым оценкам ежегодно может достигать 10-15 %. Многие украинские товары окажутся неконкурентоспособными по сравнению с европейскими, а выход украинских товаров на рынки ЕС будет жёстко ограничен квотами и европейскими нормами торговли и производства, которые сегодня на Украине не соблюдаются, а чтобы их соблюдать, необходимы новые закупки дорогого оборудования и расширенная законодательная база, которой на Украине нет даже в проекте.

Также указывается на то, что соглашения «Об ассоциированном членстве в ЕС» и о «Зоне свободной торговли» сильно ограничивают суверенитет Украины, а также напрямую противоречат украинской конституции в части правосудия, внедрения тех или иных законодательных норм и принятия стратегических экономически, юридических и политических решений. Об ограничении суверенитета Украины при возможном вступлении в Европейский союз также говорил премьер-министр Украины Николай Азаров.

Кроме того, в отличие от других стран Восточной Европы, Украине ЕС отказался списать внешние долги в рамках процесса евроинтеграции, а важными требованиями к стране являются отсутствие девальвации валюты страны, в течение последних 3 лет, низкая инфляция, невысокий уровень безработицы, соблюдение множества экологических норм, резкое снижение коррупции и отмена выборочного правосудия. Пока что Украина совершенно не соответствует данным критериям и, по мнению аналитиков, не будет соответствовать в ближайшие годы.

Среди других сложностей называется также перманентный кризис ЕС и Еврозоны, длящийся уже достаточно долго, который едва ли может принести Украине соглашения, стимулирующие экономический рост. Также существуют риски активного экспорта европейской безработицы на Украину, принятие более жёстких законов, а также полное отсутствие серьёзных инвестиций со стороны ЕС за все годы украинской независимости. Немало внимания уделяют критики и анализу экономического и социального положения в странах восточной и южной Европы, многие из которых стали членами ЕС относительно недавно. Во многих из этих стран отмечается колоссальный прирост импорта, падение экспорта и ограничение развития стран в соответствии с интересами самого Евросоюза. Отмечается также сокращение населения стран (вследствие падения рождаемости и высокой эмиграции), закрытие целого ряда предприятий, рост налогов, государственных долгов и безработицы.

Другие аналитики, в частности журнал Демоскоп, считают что условия подписания ЗСТ и Ассоциации нельзя будет назвать мягкими, а потому реальные выгоды Украины от вступления блок пока остаются туманными. Учитывая масштабы трудовой миграции из Украины зарубеж, пока Украина может по праву рассчитывать только на звание «Мексики Европы», хотя темпы воспроизводства её населения весьма далеки от мексиканских.

Реклама

Читательский комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: