Весовой контроль на дорогах Украины: практические аспекты


В четверг, Мининфраструктуры Украины провело для представителей СМИ пресс-тур на тему: «Осуществление государственного контроля автомобильного законодательства в разделе габаритно-весового контроля». Журналистам был продемонстрирован практический опыт работы государственных инспекторов с передвижными и автоматическими весовыми комплексами. Такая система весового контроля позволяет проводить полное взвешивание автотранспорта без остановок, а также автоматически фиксировать нарушение правил автомобильного законодательства относительно габаритно-весовых параметров.

Представители СМИ во время мероприятия познакомились с процессом осуществления контроля по факту фиксирования нарушения до составления протокола об административном штрафе. В пресс-туре участвовали представители Государственного агентства автомобильных дорог Украины и Государственной автомобильной инспекции МВД Украины.

Габаритно-весовой контроль транспортных средств — это осуществляемый уполномоченными организациями контроль за проездом большегрузных или крупногабаритных транспортных средств по дорогам общего пользования. Включает в себя проверку соответствия габаритно-весовых параметров таких транспортных средств установленным законодательством параметрам и нормам, наличие разрешения на движение по определенными маршрутам, а также соблюдение оговоренных в разрешении условий и режима движения транспортных средств.

Надзор осуществляют уполномоченные Укравтодором дорожные организации.Все пункты габаритно-весового контроля находятся на балансе дорожных организаций в структуре Укравтодора.Места расположения стационарных и передвижных пунктов ГВК устанавливаются Укравтодором по согласованию с подразделениями ГАИ Украины.Каждый пункт габаритно-весового контроля должен быть оснащён контрольно-измерительными приборами и документацией в соответствии с Технологическим регламентом осуществления ГВК транспортных средств и других самоходных машин и механизмов на автомобильных дорогах общего пользования в Украине.Останавливать транспортное средство для осуществления ГВК вправе исключительно сотрудники Государственной автомобильной инспекции Украины, а измерение габаритно-весовых параметров на пунктах габаритно-весового контроля проводят работники дорожных служб.

Не секрет, что многим украинским автоперевозчикам в последнее время всё чаще приходиться сталкиваться с габаритно-весовым контролем (далее – ГВК) транспортных средств. Если ещё недавно «чаша сия» коснулась лишь большегрузных (свыше 38 т) автомобилей, то на данный момент не миновала она и перевозчиков на КамАЗах, ЗИЛах (без прицепов) и «Газелях». Возникает закономерный вопрос: что это за «пошесть» такая?

Вначале небольшая предыстория вопроса. Итак, в 2007 году украинское правительство решило «ударить по бездорожью» введением габаритно-весового контроля над транспортными средствами (далее – ТС) на автодорогах. С этой целью было принято Постановление КМУ от 27 июня 2007 г. № 879, которым утверждён «ПОРЯДОК осуществления габаритно-весового контроля и взимание платы за проезд автомобильными дорогами общего пользования транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые и/или габаритные параметры которых превышают нормативные». Прошу обратить внимание на словосочетание в названии вышеуказанного Порядка: «весовые и/или габаритные параметры которых превышают нормативные», в дальнейшем мы к нему вернёмся.

Позднее Укравтодор совместно с МВД Украины принимает «Технологический регламент осуществления габаритно-весового контроля транспортных средств и других самоходных машин и механизмов на автомобильных дорогах общего пользования» от 07.05.2008 N 219/198, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 сентября 2008 г. под N 800/15491. Полным ходом проходит закупка передвижных комплексов весового контроля (далее по тексту – ПКВК) и разворачивается программа «борьбы» с несанкционированным проездом автодорогами Украины крупногабаритных транспортных средств. Задумка вроде бы неплохая: везёшь «негабарит» — соответственно и плати за то, что больше разрушаешь дорогу. Всё бы хорошо, НО… Наши люди всегда бросаются из крайности в крайность и пытаются «нажиться» при любом удобном случае.
Так получилось и в этом случае. Несовершенная законодательная база, коллизии между Постановлением КМУ от 27 июня 2007 г. № 879 и принятых с целью исполнения последнего нормативных подзаконных актов дали возможность сотрудникам ГАИ совместно с дорожными службами «обдирать» ни в чём не повинных водителей «Газелей», «ЗИЛов» и т.п..

По результатам пресс-тура давайте рассмотрим, практические аспекты осуществления габаритно-весового контроля на автомобильных дорогах Украины и способы, как легально его избежать.

Думаю, не нужно говорить о том, что в данное время нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность дорожных организаций в сфере проведения габаритно-весового контроля, имеет множество коллизий. Используя эти пробелы в украинском законодательстве, многие автоперевозчики либо успешно обжалуют осуществление весового контроля и выигрывают судебные процессы, либо вообще ОТКАЗЫВАЮТСЯ от проведения ГВК их транспортных средств.

Есть наиболее простые, легальные и доступные способы избежания весового контроля на прередвижном пункте весового контроля (ППВК).

Начнём с того, что нормативная база предусматривает проведение контроля весовых и габаритных параметров большегрузных и крупногабаритных транспортных средств. Согласно п. 22.5 Правил дорожного движения большегрузным считается транспортное средство, фактическая масса которых свыше 38 тонн. Технологический регламент проведения ГВК в Украине допускает превышение весовых параметров (погрешность оборудования) +2%, в итоге большегрузным будет считаться транспортное средство фактической массой более 38,76 т. Нормативно-правовой базы осуществления взвешивания небольшегрузных ТС (массой до 38т) в данное время в Украине не существует. То есть, взвешивать Газели и ЗиЛы (а тем более выписывать квитанцию на оплату) работники пунктов габаритно-весового контроля не вправе!

Любое весовое оборудование должно быть сертифицировано и раз в полгода пройти поверку в органах Госстандарта (этого требует Технологический регламент ГВК, утверждённый Приказом Укравтодора и МВД Украины 07.05.2008 № 219/198). В настоящее время ДП «Одессастандартметрология» своим письмом от 26.04.2010г. запретило использовать весовое оборудование Cheklode Freeweight (которое, кстати используется на всех ППВК в Украине), т.к. оно используется не по назначению (для коммерческого взвешивания) и не прошло проверку в Госстандарте на пригодность к взвешиванию автотранспорта. Уже на основании этого водитель вправе отказаться от взвешивания его автомобиля.

Работа ППВК осуществляется в местах, предусмотренных Укравтодором и согласованных с ГАИ согласно утверждённого отделом габаритно-весового контроля ВАТ «ГАК «Автомобильные дороги Украины» графика. Водитель вправе потребовать копию графика и письмо-согласование ГАИ и Укравтодора на работу ППВК именно на том участке дороге, где его остановили для взвешивания. При несоответствии места фактической работы ППВК с графиком или при взвешивании в несогласованном с ГАИ и Укравтодором месте, водитель вправе отказаться от проведения весового контроля его транспортного средства.

Площадка, на которой проводится работа ППВК должна соответствовать требованиям Технологического регламента проведения ГВК -трасстояние до жилой застройки – не менее 500м, видимость на данном участке должна быть не менее 350 м в обе стороны, ровная поверхность с поперечным и продольным уклоном не более 3‰, твёрдое покрытие (асфальто- или цементобетон) без трещин и выбоин, ширина площадки для взвешивания не менее 7 м, укреплённый металлическими уголками приямок для платформы весов. В исключительных случаях допускается взвешивание одиночного (или небольшой группы) автомобилей с использованием выравнивающих дорожек.

Несоответствие площадки хотя бы одному из указанных выше параметров является основанием для оспаривания правомерности проведения ГВК или отказа от его проведения.

После взвешивания на передвижном пункте взимать плату за проезд дорожники не в праве, т.к. согласно пп. 9-10 Порядка осуществления ГВК (утвержденного Постановлением КМУ от 27 июня 2007 г. № 879) на передвижном ПГВК осуществляется предварительный весовой контроль. А плата за проезд взымается лишь при проведении точного весового кнтроля, который проводится на стационарных ПГВК. Если у работников передвижного пункта после взвешивания возникли предпосылки считать, что весовые параметры транспортного средства (или нагрузка на ось) превышают допустимые, то они обязаны направить такое ТС в сопровождении наряда ГАИ к ближайшему стационарному пункту ГВК (на сегодня в Украине таких действующих пунктов 2 – в Одессе и Ровенской области).

Применение блокираторов колёс также является незаконным, т.к. они могут применяться лишь в пределах стационарных пунктов весового контроля и на специально оборудованных площадках (штрафплощадках), которых в Украине нет!

Думаю, следует упомянуть и о том, что Укравтодором определены маршруты движения транспортных средств с увеличенными весовыми параметрами без оформления разрешения на проезд и дополнительной оплаты (перечень подобных маршрутов можно найти на сайте Укравтодора).

Также Укравтодор при определённых климатических условиях (при повышении температуры воздуха выше 28 градусов по Цельсию) вправе вводить ограничение движения транспортных средств днём, а по некоторым маршрутам – круглосуточно.

Подводя итоги, можно сказать, что прецеденты вынесения судебных решений в пользу автоперевозчиков по искам о неправомерном весовом контроле на ППВК в Украине уже имеются. И будьте осторожны, так как в ряде регионов Украины в прошлом году были выявлены псевдопункты габаритно-весового контроля — мошенники под видом работников пункта ГВК останавливали транспортные средства и незаконно взымали с водителей плату за проезд по автодорогам общего пользования.

Подготовил Тимур ДУШКО

Реклама

Читательский комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: