Кто занимается табачной контрабандой?


В среднем попытки завезти в Украину сигареты из Молдовы, России или Беларуси случаются по четыре-пять раз в день. Таможенники такой наплыв табака объясняют разницей в ценах. Украина регулярно становится мировым лидером по контрабанде сигарет по версии Всемирной таможенной организации. Украинский акциз на табак является одним из наивысших среди стран СНГ.

К сожалению, контрабанда сигарет в Украину сегодня действительно существует. Это огромная проблема, ведь ввоз любого товара в страну без уплаты пошлины — это удар по бюджету. Государство должно усиливать свои контрольные функции по борьбе с контрабандой сигарет.В налоговой политике последних лет созданы все условия для роста контрабанды сигарет в Украину. Добавьте к этому размытую границу с той же Молдовой. Существуют пути, по которым сигареты попадают в Украину в обход таможенного контроля, например, по Дунайскому каналу. Есть такая проблемная зона, как Татарбунарский район Одесской области, соседствующий с Приднестровьем. Оттуда много чего попадает в Украину, в том числе и контрабандные сигареты. А штраф за контрабанду в Украине достаточно умеренный — в среднем 1700 гривен. При высокой цене на сигареты и низких штрафах контрабанда сигарет в Украину становится очень выгодным делом. Тем более в пограничных районах, где зарплата часто не превышает 2 тысяч гривен.

По мнению экспертов, больше половины так называемых отечественных сигарет выпускается на фабриках с преобладающим заграничным капиталом. А с учетом импорта и контрабанды, пять лидеров табачной промышленности (Philip Morris, R. J. Reynolds, British American Tobacco, Rothmans, Reemstma), по
мнению экспертов, контролируют не меньше 70% украинского рынка.

Деньги за украинский дым уплывают за бугор

Как безакцизные сигареты попадают в Украину? Я долго искал такого человека.Мне все время говорили: компетентно написать про табачный бизнес невозможно, потому что никто тебе всего не расскажет — даже на условиях полной анонимности. И вот нашелся этот кто-то — именно на условиях полной анонимности. Вернее, мой собеседник просил назвать себя в материале просто «человеком, близким к табачному бизнесу».

Первая часть интервью — о механизме ввоза безакцизных сигарет в страну…

— Почему и бабушки у метро, и торговцы на украинских рынках открыто торгуют безакцизными сигаретами — то есть контрабандой, за поставку, перевоз и распространение которой полагается вообще-то долго сидеть?
— Это вопрос сложный, почти философский. Ответить можно в этом же духе: значит, это кому-нибудь нужно. В том числе в так называемых спецслужбах.

— Какая именно спецслужба больше всего заинтересована в наводнении рынка контрабандой?
— А вы как думаете? Конечно, таможня.

— Вы хотите сказать, существует централизованный механизм ввоза через таможню табачной контрабанды?
— Да, конечно. Причем в таможне люди далеко не Остапы, работают без всякой выдумки. Схема до убожества проста и одинакова, и именно так ввозится в Украину 85-90% безакцизных сигарет. Импортные сигареты приходят с зарубежного завода на таможню. Там их должен забрать получатель и заплатить пошлину.Таким образом пополняется казна — если ты забираешь сигареты, ты платишь за акциз. Но в том-то и дело, что за этими самыми сигаретами на таможню никто не приходит.

— Как это? Они же таким образом становятся собственностью государства.
— Не волнуйся. После экспертизы, доказывающей качество товара, эти сигареты поступают на аукцион, как конфискат, на котором, как ты понимаешь, их по дешевке покупает именно тот, кто и должен был их забрать давным-давно. Потому что аукцион существует только на бумаге.

— Насколько дешевле покупка собственных сигарет на таком аукционе, чем просто заплатить пошлину?
— Думаю, что процентов на тридцать. Потому что цена, за которую таможенники продают эти сигареты, — просто смешная.

— Высокими чинами таможни поддерживается эта система табачной контрабанды?
— Очень высокими. Фамилий не назову, сам крепче будешь спать, а потом мне еще спасибо скажешь.

— Вы говорили, что процентов 10 приходящей сюда контрабанды ввозится как-то иначе.
— Ну да. Ввозится, что ли, самопально. Дело в том, что даже при всем желании таможенники не смогли бы пресечь все табачные контрабандные потоки. Сегодня они ловят не больше 1-2% из того, что реально пересекает границу. Представьте: приходит трейлер из Чехии,как правило, юридически табачные поставщики — страны Восточной Европы и везет согласно документам памперсы. На первых двух рядах там действительно памперсы, дальше — «Мальборо». Даже при незаинтересованной выборочной проверке потрошится, как правило, одна коробка из первых рядов. Чаще все бывает гораздо проще. За пару сотен баксов таможенник может
проверить ту единственную коробку, на которую ты ему укажешь.

— Как я понимаю, контрабандные сигареты произведены там же, где и обычные?
— Ну естественно. И не верьте вы в эти таможенные мифы о существовании подпольных фабрик в кишлаках Туркмении, где выпускается поддельный и некачественный «Кэмел». Фигня это все полная. Если водку, пусть и плохую, действительно можно разливать в гараже, то табак — это высокотехнологичное производство. Сигарету
нельзя сделать на коленке. Станки, даже сэконд хэнд, стоят миллионы долларов.

— Какова отпускная оптовая цена на сигареты уровня «Мальборо» на фабриках Восточной Европы?
— Это 15-20 центов за пачку. У нас в рознице они почти по доллару. Причем, естественно, вполне легальным
восточноевропейским фабрикам абсолютно наплевать, кому они продают сигареты и как покупатель их потом реализует. Наплевать, платит за них акциз покупатель или нет. Их задача — отгрузить товар и получить за него деньги.

— Как сильно застрахованы от тюрьмы так называемые табачные короли — в том случае, если хотящее денег государство все- таки возьмется за табак?
— От тюрьмы-то застрахованы абсолютно. Хорошо, представим себе невозможное: на самом высоком уровне поручили наведение порядка в табаке. Налоговой полиции велели им сажать всех таможенников без разбору погон. Что станет в этом случае делать конкретный оперативник той же налоговой?

— Я бы на месте опера пошел на Куренёвский рынок, арестовал бы с десяток торговцев за торговлю контрабандой, вышел бы на их хозяев, арестовал бы их, выяснил, откуда они берут безакцизные сигареты, арестовал бы оптовиков вместе с их складом. И так — до верха.
— Все правильно. Только ничего у тебя не выйдет. Допустим даже, тебя не убили на Куренёвском рынке местные менты, которые «крышуют» рынок. Допустим, ты сделал страшное лицо и вышел на хозяина палатки. Допустим, он признался, что это его сигареты, что он их покупал в фирме икс. Все это маловероятно, но допустимо. Так вот, ты приходишь после всего этого в фирму икс,для того чтобы, как ты говоришь, арестовать гендиректора вместе с его складом, а гендиректор этот… давно умер. Примерно в 1979 году. То есть фирма икс зарегистрирована по подложному паспорту на несуществующего человека. Все фирмы икс, занимающиеся оптовой торговлей контрабандой, зарегистрированы именно так. Потому что в нашей стране это можно сделать за час. Такие фирмы — все без исключения — создаются для проведения одной-двух крупных поставок контрабанды.

— Это тупик, который нереально преодолеть?
— Только если изменить огромнейший ворох законов, относящихся к бизнесу вообще, в том числе законов о порядке регистрации. А на это государство ни под каким давлением уж точно не сподобится, потому что табак — это мелочи в сравнении с нефтью, газом и черными металлами, где бизнес ведется тоже по этим принципам.

Вторая часть нашей беседы с этим выдающимся знающим человеком — об особенностях ведения бизнеса отечественными производителями табака…

— Поскольку большая часть России и Украины как курила, так и курит «Приму», а с кризисом потребление отечественных сигарет еще увеличилось, государство должно сильно интересоваться наведением порядка на рынке отечественного табака. Оно сегодня получает с табака хороший процент консолидированного бюджета, а хочет больше. Будет монополизация?
— Думаю, что не будет. И, как ни странно, в этом не заинтересованы те же люди, что и в наведении порядка в сфере импорта — зарубежные табачные монстры типа «Бритиш Америкэн» или «Филип Моррис». Не заинтересованы потому, что они давно владеют большей частью производств так называемого отечественного табака. Так что пусть читатель не думает, что он патриот и поддерживает отечественного производителя, если он платит за «Приму». Потому что хозяева того же «Примы» — из-за рубежа.

— Какова в общих чертах схема ухода от платежей на украинских фабриках с импортным капиталом?
— В общих чертах довольно банальная, среди профессионалов именуемая «искусственным завышением себестоимости». Дело в том, что объем реальной выручки скрыть или занизить очень трудно, и вообще есть риск быстро сесть. Так вот, чтобы не платить главный в табаке налог — налог на прибыль, искусственно завышается себестоимость сигарет. Чтобы для налоговой все выглядело следующим образом: у меня практически нет прибыли, посмотрите, какая у меня высокая себестоимость, она почти равна выручке.

— Для завышения себестоимости украинские и российские табачные фабрики занимаются многократной покупкой сырья у самих себя?
— Да, совершенно правильно. Сырье, покупаемое для производства сигарет в разных странах мира, активно циркулирует между дочерними фирмами одного и того же украинского завода, зарегистрированными на оффшорах. То есть табак многократно покупается у самих себя, из-за чего создается липовая сеть посредников.

— Каковы нормы чистой прибыли в табачном бизнесе: при отечественном производстве и импорте?
— Думаю, иностранные хозяева российских и украинских табачных фабрик имеют при существующих схемах ухода от налогообложения никак не меньше 50% чистого дохода. Импорт приносит западным производителям от
30 до 50% — в зависимости от легальности поставок.

— Люди начнут бросать курить?
— Ну уж нет. Люди будут продавать последние штаны, но покупать курево — как колготки, как растительное масло, как хлеб.Сигареты — это один из самых неэластичных товаров.

Безусловно, проблема роста контрабанды сигарет в Украину связана с высоким акцизом и ценой на сигареты. Действительно сейчас большая разница в цене с соседними странами. Проблему усложняет ряд обстоятельств. Во-первых, высокий уровень коррупции в Украине. Во-вторых, недостаточная регуляция этого вопроса со стороны государства. В-третьих, несогласованная налоговая политика с соседними государствами.Многие эксперты связывают рост контрабанды не только с высоким уровнем коррупции, но и с высоким уровнем популизма в государственной политике.Сегодняшняя ситуация с ростом контрабанды и нелегального производства — это результат быстрых популистских решений парламента. Также это результат антитабачной истерии, которая началась и продолжается в Украине. Приняты решения, которые наносят вред и обществу, и государственному бюджету. Сколько бы ни кричали, что это повышение акциза наполнит бюджет, оно в конце концов наоборот его сократит.

Тимур ДУШКО

Реклама

комментария 2

  1. Тимуре. друже! Уся якраз навпаки.
    Основна контрабанда іде З УКРАЇНИ, а не в Україну. Подивись статистику, порівняй цифри. Це — раз.
    А два — підвищення акцизів однозначно знижує рівень куріння. Це теж доведений факт.

  2. Про директора-учредителя который умер в 1979 году бред полный, это не работает уже лет так 10-ть… Директор может быть номинальным — но он реально существующий человек….

Читательский комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: